Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [19]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [27]
Летопись Заилийского края [34]
Дайджест прессы [23]
Домашний архив [15]
Наш видеозал [14]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    rhodakt2
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Таинственные страницы светописца ОрдэNа

    Владимир Проскурин

    Таинственные страницы светописца ОрдэNа

        Фотограф Ордэ , среди коллекционеров и архивариусов , весьма таинственный по фамилии и удивительный по ремеслу 80-х и 90-х годов 19-го века , проявляется сквозь матовое окошко прошлого , в истории и культуры Кульджинского края, Кашгара, Средней Азии , Кавказа , Балканов , Бессарабии Греции, Турции. Из своих путешествий Ордэ привозил неповторимые по содержанию и технически прекрасно выполненные на стекле и на бумаге фотоснимки. Мастер не только по профессионализму, но и тематическому и географическому охвату в документах и на паспарту, отмечен среди фотоколлекций МАЭ (Музея антропологии и этнографии. Спб.,Кунсткамера ) .Удивительно, пока не удается отыскать сведения биографического характера об этом уникальном фотомастере.

           Об этом человеке в фондах Российской национальной библиотеки (РНБ, СПб.) удалось обнаружить четырехтомный альбом, составленный из фотографий Ордэ, под названием «Кавказ и Средняя Азия». На альбоме указано — «Фотографии Ф. Ордэна». Том первый фотоальбома содержит фотографии многих улиц строящегося в ту пору Верного , снятые до и после катастрофического землетрясения 28 мая 1887 года. Вполне произведения Ордэ можно относить к археологической науке. По всей вероятности это первые названия улиц , первые архитектурные здания и первые сценки народов , первые горожане уничтоженные в годы Заилийского бедствия. Надо отметить, что подписи рукой Ордэ на почтовых открытках , свидетельствуют о том, как назывались улицы центра Верного. Скажем, Гостиный двор ( центральный "зеленый" рынок) , торгово-промышленные заведения, улицы Архиерейская ( с 1887 г., после землетрясения Первогидьдейская. Ныне Зенкова ) и Соборная ( затем пр. Колпаковсого. Ныне —Достык ) , весьма забытого периода истории.

           Летом 1884 г. светописцу удалось заснять в Верном Большой Семиреченский алтарь , ныне хранящийся в экспозиции Эрмитажа .Однажды, Малостаничный казак Степан Егорин , во время хозяйственных работ у Кульджинской дороги.. обнаружил бронзовый жертвенный столик размером 11 на 124 см и высотой 33 см , на крепких 4-х ножках, со скульптурными изображениями ,- вереиицы диких зверей по бортикам . Комиссия в составе востоковеда Н.Пантусова , рисовальщика Н.Хлудова, фотографа Ф. Ордэ пришла к выводу , что памятник относится к 5 — 8 вв. до нашей эры с космогоническими и зооморфными сюжетами . Счастливому «станичному археологу» была выделена крупная сумма в 400 рублей . Семиреченский алтарь научно описан в 1934 г .искусствоведом  А. С. Стрелковым , в сборнике " Памяти к 50-летию коллеги С.Ф. Ольденбурга"  ( в сов. время Александр Семенович был арестован и расстрелян) . А наш алма-атинец прозаик Ю. Домбровсикй , указал этот достопочтенный Алтарь, и судьбу репрессированного ученого в романе «Хранитель древностей».

           Но заглянем глубже и шире,  проникнув в неоткрытую пока дверь жизни и творчества  Ордэ. В европейские города Германии, Австрии и Швейцарии., где работы мастера хранятся в собраниях музеев . Отметим, светописец обозначал росписью авторство по-разному: «Ордэт», «Ордер», но чаще «Ф.Орде» или «Ф. ОрдэN» (с заглавной латинской буквой «N» в конце фамилии. Но без имени ). . В нерусскоязычных источниках его называют то F. Hordet (M. Hordet), то W. Orden.. Имя светописца могло быть Орде Николай Феликсович. Мастер числился в штате в России, в Могилевской губернии. Или однофамильцем в Туркестанском крае в городке Петроалександровск ( в сов. время Турткуль , столица Каракалпакии) .Между прочим, на Амударье, вместе с Ордэ , работали известные фотографы С.М. Прокудин- Горский и С.Ф. Николяи, художник Н.Н .Каразин , востоковед С. М. Дудин , иные деятели истории и культуры Средней Азии и Казахстана .

          Узоры фотосюжетов светописца , ныне забытых видов Семиречья , улиц Верного, городских сцен , съемки лиц и групповых потретов, значимых событий и археологических предметов, тиражировались в России в виде почтовых открыток, но без типографского штампа. По крайней мере ,росписью пера , с подробной аннотацией и с многозначной нумерацией автора. Что говорит о трудоемком фотоделе мастера. Обилие надписей на стеклянных негативах, написанных кириллицей, свободное владение русским языком , вплоть до мелочей сюжета, позволяют предположить, что Ордэ был россиянином.

          Среди фотографий Ордэ в МАЭ почтовые открытки Верного , Кульджи, Кашгара, Прииссыккулья и Туркестанского края, виды городов и сел , снятые, по всей видимости, до и  после землетрясения 28 мая 1887 г. Это десятки достопримечательностей столицы Семиреченской области- улицы, здания , городские сценки пронумерованных рукой автора на снимках . Впечатляют праздник казахов, в легком сооружении накрыт стол, сидят в юрте на свадьбе или верхом на лошади ,невесты повязанные в саукеле. Здесь. представлены игривые малыши и игрушки городских и аульных детей. Среди них, важные мужчины, один из них заводной  шаман, с бубном на коленях . Фотосюжеы из коллекции Ордэ по Семиречью имеет два названия ,  «Киргизка ( т. е.казашка ) -танцовщица" или "Киргизка, плясунья», и ордэновский снимок  "Виртуоз",  семиреченский молодой музыкант игры на кобызе.

            Серия снимков альбома Ордэ, хранящегося в РНБ, относится к сопредельной России территории Кашгара: китайский театр, китайская пагода, устройство китайского двора, китайское войско, портреты маньчжурских генералов и типов местного населения. Отдельный лист-композиция посвящен антропологическим типам края.На снимках в фас и профиль обнаженные до пояса мужчины и женщины — казахи, хивинцы, кокандские узбеки, бухарцы,сарты, таджики, туркмены-текинцы, евреи, персы, монголы, цыгане, ногайцы. На фотографии Ордэ показана семья дунган в традиционной одежде из Кульджинского края .

    Послесловие: Крупное землетрясение случилось в Верном 28 мая 1887 года Эпицентр оказался на северном склоне Заилийского Алатау, в Больше-Алматинском ущелье. Бесчисленные обвалы и отдельные устремляющие с гор камни уничтожали на своем пути леса тянь-шанской ели. Сползающие со склонов массы земли перегородили узкие долины, и запруженные реки превратились в длинные глубокие озера. Сотни миллионов кубометров оплывин спустились в долины, глубоко обнажив развороченные склоны. Внизу они были подхвачены мощными струями горных потоков, которые понесли их к низовьям, погребая в жидкой грязи дороги, русла рек, постройки, сады.

           В городе , с населением в 16 491 чел , было убито 161 взрослых , 118 детей .Было разрушено 2792 дома. По сухой статистике среди уничтоженных бедствием церкви и мечети , корпуса гимназии, госпиталь, губернаторский и архиерейский дома . Один из свидетелей катастрофы писал, что « город Верный походил на ад. Из огромных трещин шли беспрерывные громы, раскат которых оглушал и наводил ужас. Горы над Верным трещали и от них доносился подавленный гул.Деревья качались, люди теряли равновесие. Рушились дома, издавая какой-то особенный звук от оползания кирпичей, похожий на шуршание кучи сухих листьев.Масса зданий была превращена в мусор. Подземные толчки продолжались непрерывно, причем, трясло верненцев еще три с лишним года» .

          Преосвященный Неофит совершил в 11 часов утра молебствие возле разрушенного архиерейского дома ;начались ежедневные богослужения в устроенной церкви-палатке. Через год была поставлена на Гостином дворе Знаменская Божьей Матери часовня в память жертв трагедии, вместила росписи и витражи невероятных событий, портреты героев-спасателей, мемориальные доски и иконы, иные сценки разрушенного стихией города. Ежегодно к часовне совершался крестный ход в назидание и в память потомкам.

           Бытописатель Павел Зенков в одной из корреспонденций сообщает: « ... мы , семиреченцы, со страхом вспоминаем прошлогоднею катастрофу, строим часовню -памятник ко дню ее годовщины и украсили эту часовню, вокруг фонаря ея, подобающею надписью, а именно : « И подвижеся, и трепетна бысть земля и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог».

          По всей России начались сборы пожертвований, введены пятилетние льготы и привилегии на торговлю, кредиты, воинскую повинность. Пособия получили 315 семей пострадавших. Семиреченские казаки , спасатели и добровольцы, получили 63 серебряные медали «За усердие» на Владимирской ленте.

          Практически , столица Семиречья в раннее майское утро стало грудой развалин. Началось медленное, но верное строительство Нового города. К месту событий в Верный прибыли известные ученые и практиики, горные инженеры — сейсмологи И.В. Мушкетов, Ф..П.Брусницын, И.В.Игнатьев, художники Н.Н. Каразин и Н.Г. Хлудов, фотографы А.С.Лейбин и С.Ф.Николяи. Среди , специалистов посетивших разрушенный Верный был и таинственный светописец «Ф.Орде». Мастер с 1884 года художественно творил виды строящегося города и окрестностей в горах Заилийского Алатау . И в страшном 1887 году был в Верном, в творческом смятении рисуя на фото развалины бывшей столицы Семиречья.

          Увы, со временем имя Ордэ забылось, а многие фотографии мастера перешли в разряд анонимных…

    Лит.: Археология Семиречья .1857 – 1912 гг. Сб. док. и мат-лов Сост. И. М. Самигулин. –Алматы, 2011 , с.78-79;

    Прищепова В.А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры. - СПб: 2011. 452 с.;

    Каразин Н.Н. Катастрофа в Верном. // Нива , № 38 , кн. 29, 1887 г.;

    Проскурин В.Н. Ордэ Ф. (сс. 225-226), Егорин (с. 154), с илл Алтаря ( с. 157) - в кн.: Жизнь и судьба генерала Колпаковского.- Алматы, 2018 г.( в кн. представлены фотоработы Ордэ)

    Илл. Из коллекциии работ фотомастера Ф.Ордэ

    1. Гостиный двор . Начало Архиерейской улицы .Снимок под № 1127 , и комментарием автора : « В 1854 г. сюда высланы из Сибири казаки основатели Заилийского укрепления на р. Алматы» »

    2. Семиречье. Казах-виртуоз игры на кобызе. Автор ставит подпись- «Ф. ОрдэN»

    3. Развалины в землетрясении Покровского Собора, первого в истории Верного ( ныне - сквер А.Иманова) . .


     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: vladimir-semirec (14.08.2020)
    Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]