« Вдруг чугунная винтовая лестница загудела, - вспоминал драматургА. Н. Островский первую встречу скупцом М. А. Хлудовым. - Сверху прямо на Мишу прыгнуло какое-то огромное животное - больше годовалого теленка, да все будто черно-золотыми лентами перевитое. Оба свалились на пол, я отпрянул, а хозяин гогочет: - Не бойтесь! Это моя ручная тигрица , дар кокандскогохана Худояра . Машка ее звать...»
Советский писатель
Юрий Домбровский, москвич по рождению,
сосланный в сталинскую эпоху в Алма-Ату, прошедший в ГУЛАГовские тернии «факультет
ненужных вещей», стал «хранителем древностей» Заилийского края. По
воспоминаниям литсотрудника журнала «Простор» Валентина Новикова, «...этот
персонаж не вписывался в окружающею среду вовсе не потому, чтобыл небрежно и убого одет, а потому, что был
отрешен от всего и одновременно сосредоточен на чем-то своем. Он никак не
реагировал на окружающее, а это выходило из ряда вон. Людей в те годы
объединяла общая собранность, общая озабоченность, общая усталость. И человек,
приехавший из другого города, хотя, в сущности, такой же, как и местные жители,
сразу бросался в глаза. Как правило, он тут же натыкался на проверку документов
или какой-нибудь летучий шмон ».
Современному читателю прежде чем отправиться в путь по историко-литературной карте старой Алма-Аты , предстоит кропотливая работа в архиве, библиотеке или музее. Отчасти, так началось мое знакомство с романом Дм. Фурманова "Мятеж". И продолжилось многолетним путешествием в прошлое родного края...
Мы уже говорили о ценности дневников «Путешествие в Западную Сибирь» немецких ученых О.Финша и А.Брема и снова обратимся к рисункам путешественников , отразивших жизнь от Омска до Верного . Они были исполнены знаменитым художником Морицем Гофманном, по эскизам д-ра Финша. При издании книги в Бремене-Берлине весной 1879 г. последний штрих добавил художественный редактор, гравер И.Шеффер.
Предлагаю совершить экскурсию по самым первым улочкам, где жили-поживали наши предки казаки-семиреки. Возводились южные проспекты благоустроителем края , наказным атаманом Семиреченского казачьего войска Герасимом Алексеевичем Колпаковским
4 февраля1854 г.Император Николай Первый разрешил устроить в Заилийском крае военное поселение, и оно было возведено под названием«Заилийское» ... вскоре переименованное в Верное. Выбор места для строительства будущего города былопределен летом 1853 г. приставом казахов Большой орды, начальником Алатавского военного округа майором М. Д. Перемышльским . «Совместно с военным инженеромЛ. И. Александровским«осмотрев первые и вторые Алматы (т. е.долины рек Малая и Большая Алматинки), мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест далеко превосходящие урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предлагаем Алматы местом будущего поселения», - сообщает по инстанции Перемышльский.
В 1856-57 годахпутешественник П.П.Семенов –Тянь-Шанский исследовалНагорную Азию, дал первую схемуорографии и высотной зональности страны . Он писал:«Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на
который еще не ступала нога европейского путешественника и который был известен только по скудным китайским источникам...
Памятники архитектуры лучше сохраняются, когда они включены в жизнь общества.- эт о аксиома . Казахстан вместе с суверенитетом приобрел право говорить о том, что у него своя, самобытная, древняя история. А история- прежде всего память, материализованная в памятниках. Без истории и памятников, согласитесь, нет нации. Нация должна бытьзаинтересована в сохранности памяти собственной истории. Как мудро заметил поэт: «Нету бедственней в жизни беды, чем разлука с любимой сумятицей: человек без привычной среды очень быстро становится Пятницей».