Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Туризм, краеведение, экскурсии

    Железные лошади двух заморских чудаков
    Владимир Проскурин .Железные лошади двух заморских чудаков. Часть 1-я Версия для печати
     
     

     

     

    Аллен Гаскелл и Вильям Сахтлебен.
    130 лет тому назад появилось на дорогах жизнерадостное колесо – велосипедное, с серебристыми спицами и резиновой покрышкой, основная часть трех– или двухобручного средства передвижения, больше признанного человеком на аренах цирка. Со временем деревянный самокат был заменён механическим из сверкающего металла с изогнутым рулём, кожаным седлом и цепкими педалями.

     

    Есть вещи, способные поднять настроение, главное – вовремя о них вспомнить. Столицу Семиречья город Верный (ныне Алматы) должны были посетить два американских велосипедиста Вильям Сахтлебен и Аллен Гаскелл. Событие выдающееся даже по современным понятиям. Это был небывалый двухлетний велопробег свыше 20 тысяч вёрст по Северной Америке, Европе, Азии, включая грандиозное путешествие от Константинополя до Пекина. Были получены международные паспорта и дорожные карты, население стран мира предупреждено о проезде двух заморских людей на «железных лошадях» и получено предписание к охране иностранцев.
    Англо-американские спортсмены в истории Туркестана и Сибири не раз пересекали край, причём, на самокатах более допотопных, чем у Сахтлебена и Гаскелла. Вспомним, что в 1885-1886 гг. англичанин Томас Стивенс (Stevens Thomas 1854 –1936) проехал из Тегерана в Иокогаму, южнее русской границы, на велосипеде «пенни-фартинг» инженера Дж. Старли, образца 1870 г. (в ту пору было огромное переднее колесо и очень маленькое заднее). Стивенс сошёл с дистанции на бездорожье Персии, составив после замечательный, богато иллюстрированный двухтомник (Around the world on a bicycle, London, 1887).
    Около года янки Сахтлебен и Гаскелл пробыли в Ташкенте, административном центре Туркестанского края, изучая нравы и традиции народов, овладевая разговорным русским языком. К началу мая 1892 г. отдохнувшие самокатчики двинулись в столицу Семиречья через Чимкент – Аулие-Ату (ныне Тараз) – Мерке – Пишпек. Американцы своим примером взбудоражили Русский Туркестан: 22 апреля 1894 г. в Ташкенте открылось Общество велосипедных любителей, Туркестанский край вошёл во всероссийское двухколёсное движение.

    Велопробег на Азиатском континенте 

    Молодые американцы, бакалавры В.Сахтлебен и А.Гаскелл, только что окончившие инженерный факультет университета Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури), «…решили дать практическое завершение своему теоретическому образованию». Янки начали велопробег 23 июня 1890 г. Новые туристы из Америки выбрали для поездки велосипед инженера Дж.Старли образца 1885 г. (Rower, или «Скиталец»). По другим данным – английский велосипед Нumbert Safety весом до 40 фунтов. Янки везли с собой скромный багаж, не свыше 30 фунтов – два шерстяных одеяла, две новые фотокамеры, необходимую в пути жестянку для смазки машин, в чемоданчиках разные мелочи, географические карты и путеводители.
    Пароходом Нью-Йорк – Ливерпуль достигли европейских стран. Туристы объехали средневековые замки Англии и Шотландии, перебрались в цветущие сады Франции и проникли в сказочные горы и долины Италии. С пользой для себя и дела самокатчики исколесили главные города и веси и двинулись в страну Древней Эллады. По их мнению, европейский велопробег был не более, чем детская забава.
    3 апреля 1891 года американцы направились в Эрзерум с берега Босфора. Янки, нагрузившись сведениями из энциклопедий, начали изучать азиатские подробности посещаемых стран. Прибыв в Баязет, отважные американцы поднялись на Арарат и водрузили на легендарной вершине национальный флаг.
    В Кульджинском крае.Не обошлось в азиатском странствовании без приключений. Собственно, дорог не было, но тянулись верста за верстой караванные пути с гужевым транспортом. Не было на бурных реках мостов, и с риском жизни, только в дневное, безопасное от преступников время, путешественники могли медленно продвигаться вперёд. При этом терялось время на ремонт. Ломалось управление, гнулись о колдобины колеса и вылетали на горных тропах спицы. Местные кузнецы не владели починкой велосипедов и приходилось лечить машины самим американцам.
     Янки возбуждали чрезвычайное любопытство в степи. Тьма народу валом сбегалась увидеть раз в жизни «самодвижущуюся машину или летающую телегу». Жители называли велосипеды шайтан-арбой или железным мулом, подбирая к случаю верные фразы и словечки. Под улюлюканье и зубоскальство толпы, порой злостное негодование, аульчане заставляли кататься взад и вперёд утомлённых путешественников.
    Им приходилось демонстрировать умение езды перед всевышними губернаторами и властными чиновниками, слугами и солдатами. Были и серьёзные неприятности, проволочки с выдачей виз, аресты и преднамеренные задержки маршрута. Кроме того было немало столкновений с упрямыми ишаками и дикими животными. Порой приходилось обороняться, прибегая к револьверам не только от бесчисленных, агрессивных собак, но и от обкуренной гашишом чернью.
    В пути Вильям Сахтлебен тяжело заболел тифом и пролежал три недели в бессознательном состоянии. В Китае, отравившись прогорклым маслом, слег в постель Аллен Гаскелл. «Я думаю, что каждый, кто хотя раз имел случай вдохнуть в себя аромат китайского базара, узнал бы близость его безошибочно и с завязанными глазами, – до того врезывается в память этот тошнотворный букет грязи, кунжутного масла, мускуса, опийного и табачного дыма и проч. Аромату, меня здесь встретившему, соответствовала и вся окружающая картина».

    Дорогами Русского Туркестана  

    В Тегеране пришлось ждать до двух месяцев разрешения на выезд. Вот почему был выбран более удобный велопробег, не прямо в соседний Китай, а окольными путями через земли Туркестана и Сибири. Первым, кто оказал содействие туристам, был генерал А.Н.Куропаткин, начальник вновь сформированной Закаспийской области. И путешественники с облегчением двинулись от равнодушного Мешхеда в гостеприимный Асхабад. Велосипедисты отметили в воспоминаниях, что пограничное шоссе, построенное русскими инженерами, казалось паркетом после бездорожья Персии. Американцы крутили педали в сто раз быстрее, проходя 145 вёрст в день. По Русскому Туркестану путешественники прошли 1131 милю (1697 вёрст).
    Во время встречи и беседы с генералом Куропаткиным наметилась корректировка дальнейшего маршрута. Во внимание были приняты сыпучие пески, и часть пути в Ташкент проделана по Закаспийской железной дороге через Бухару и Самарканд. Помнится, Жюль Верн отмечал в романе «Клодиус Бомбарнак» (1892 г): «15 мая 1888 года в Самарканде связано с новым периодом его возрождения – в город снова придёт караван, город вновь радостно зашумит. На сей раз верблюды, провёзшие путников и товар через пустыни Каракум и Кызылкум, будут состоять из железа и жечь воду, превращая её в пар, под удивлённые взгляды своих живых собратьев, бережно хранящих бесценную влагу в своих покачивающихся горбах. Новый Караванный Путь будет зваться Закаспийской Железной Дорогой, а её создатель, вписавший своё имя в историю километрами брёвен, свай и духом, стремящимся сквозь раскалённое солнце и пески – Михаил Николаевич Анненков, генерал Российской Империи...».
    В Бухаре и Самарканде американцы были радушно приняты эмиратом и совершили увлекательные поездки по восточной стране, познакомились с памятниками древней архитектуры, самобытной историей и культурой Средней Азии.
    Путешествие велосипедистов в Семиреченскую область началось от села Карабалты в сопровождении казачьего конвоя. Предположительно, туристы могли посетить высокогорную жемчужину Иссык-Куль, однако недавнее Верненское землетрясение разрушило протяжённые горные дороги из Чуйской долины по Боамскому ущелью, в Илийские пустыни через почтовые перевалы Курдай и Кастек.
    В Верном (ныне Алматы) они были тепло встречены губернатором Г.И.Ивановым и парадом казачьего войска. Американцы остановились в гостинице Михаила Аликина, домашний ужин был приготовлен руками добросердечной хозяйки. Из окон номера предстала красивая панорама горных вершин Заилийского Алатау, покрытых вечными снегами. В первый же день приезда в Верный янки любовались грозой: среди окутанных густыми облаками ущелий где-то далеко вспыхивали ярко-красные молнии и глухо отдавалось эхо раскатистого грома.

    >> Продолжение в следующем номере.

    Иллюстрации: 1. Пекин. Велосипедисты Аллен Гаскелл и Вильям Сахтлебен.

    2.Кульджа. Таранчинская мечеть

    Опубликовано в газ. Дойче альгемайне цайтунг, 30.01.2015

    Категория: Туризм, краеведение, экскурсии | Добавил: proskurin-semirec (30.01.2015)
    Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]