Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Туркестанская епархия до и после Верного (часть 2-я . Заилийское православие)

         ... В 1871 году наш край в церковном отношении был определен епархией ( т.е. областью) с назначением сюда епископа- главного духовного лица. Новая епархия в российской глубинке стала называться Туркестанско-Ташкентской, хотя центром ее был выбран город Верный. В течении долгих десятилетий официальный Ташкент не соглашался быть просто окраиной епархии. И только в 1917 году при епископе Иннокентии, объявившего себя полным хозяином православной церкви в Туркестанском крае, центр епархии был перенесен в Ташкент. Было создано викариатство Верненско-Семиреченское, с назначением викарного епископа Пимена ( Белоликова). В 1918 году во время « красного террора» Пимен был расстрелян в роще Баума. В наши дни на месте его гибели установлен мемориальный знак.

         Начало епархиального управления  связано с выдающимися церковными деятелями  19-го столетия   Андреем Маловым и Михаилом Путинцевым, Константином Седачевым и Афанасием Рыжкиным, Александром Новиковым , другими священниками  , чей путь в  Туркестан был сопряжен с  личным героизмом , проявленном  на полях сражений. Они утешали  раненых и напутствовали  умирающих ратников , между войнами занимались  миссионерством,  открытием первых приходов , строительством храмов, созданием церковно-приходских  учебных и благотворительных  заведений . Любопытно отметить, что из стен Верненской мужской гимназии вышел будущий Вятский архиепископ Киприан ( в миру Комаровский Константин Станиславович).После окончания Казанской духовной академии, с 1899 года Киприан был назначен миссионером в Шульбинский стан Киргизской миссии, с последующим возведением в архимандрита миссии и в епископа Семипалатинского. 

    Епископы Ташкентские и Туркестанские (вновь открытой архиерейской  кафедры  (2 марта 1870 г.) , высочайше утвержденной мнением Государственного Совета (4 мая 1871 г.) , указом Св. Синода от 17 июня , с открытием в Верном епископской кафедры  и духовной консистории , обращением Больше-Алматинского станичной церкви  в Туркестанский  кафедральный собор).(См. отдельные статьи о каждом  епископе) .Но прежде , напомним биографию  священника Малова, которому  Священный Синод предложил   место настоятеля   новоучрежденной   епархии. Ссылаясь на расстроенное здоровье он отказался. Тогда было предложено занять место  епископу Софония ( в миру Сокольский) .

      Малов Андрей Евграфович (о. Андрей) (р.1815, Самарская губ. - 3 апр. 1899., Ташкент), протоиерей Ташкентского воен.  Спасо-Преображенского собора , благочинный церквей Туркестанского края ( 1866) . Воинский священник 4-го Туркест. лин. бат-на ( с 22 июня 1865) .Участник всех Ср.-Азиатских походов, совершил свой первый подвиг за взятие кокандской крепости Дин-Курган (1862) . Участник  Зачуйской экспедиции под началом М.Г.Черняева, посетил близ Верного Сауруков курган (5-7 мая 1864), совершил полковое молебствие , возложил венки к восьми могилам участников Узун-Агачской битвы ( здесь в 1884 г. будет поставлена часовня- памятник, авт. Л.Р. Гринцевич, П.М. Зенков) . «За ободрение солдат под огнем неприятеля с крестом в руке» , награжден  золотым  наперсным крестом  на Георгиевской ленте, митрой ,двумя медалями на лентах Георгиевской и  Владимироской за  поход в Хиву (1873),   орд. Св. Анны 1-й ст. (в числе представленных за взятиеТашкента представлен к награждению орденом Св. Георгия (1864-65 гг.)  В  1892 году  о. Андрей ( Малов)  ушел на покой. 3 апреля 1899 года, во время торжеств по случаю 60 –летия служения Русской православной церкви , Малов соборовался и тихо скончался . Гроб с телом «дедушки Русского Туркестана»,  протоиерея  о . Андрея  несли на руках прихожане  от дома, что на Воронцовском проспекте, до ограды Спасо- Преображенского собора. Это был великий день скорби. По специальному разрешению из Петербурга, гроб с телом о. Андрея захоронили внутри храма, рядом с могилами почетных граждан Туркестана.

     СОФОНИЯ ( в миру Сокольский  Стефан , по рождению Буланов Степан Васильевич )  (р. 26 нояб.1799 г., с. Эсько, Тверской губ.  – у. 26 нояб. 1877 г., Верный) , первый архиепископ  Туркестанской и Ташкентской епархии (1871- 77 гг. ) . Рукоположен в архиепископы  в день 50-летия служения Церкви и Отечеству ( 16 сент. 1877 г.) . Принял постриг и святое имя Софония  (6 сент. 1827 г.) . Совершил паломничество по святым местам Палестины ( 1850 ). Церковный писатель и проповедник.  

         Назначен настоятелем епархии 1 янв. 1872 г.,  выехал в путь 12 нояб. 1871 г. В Верный прибыл 24 мая 1872 г. Причем, р. Или брал вплавь, на плоту. Его  встретил на переправе  вице-губернатор Семиречья Е.А. Россицкий

         Провел  первую Божественную  литургию  на храмовый праздник Малостаничной Казанской церкви ( 8 июля 1872 г.) , которая  была  на тот момент Соборной. В  пастырском послании было отмечено : « по избранию Св. Синода, Высочайше утвержденного Государем Императором , я перемещен с Херсонского викариатства на новооткрывшеюся в Туркестанском крае самостоятельную епископскую кафедру. Прибыв к месту указанного мне служения в областной гороод Верный 24 мая, тогда же лично вступил я в управление вверенной мне паствою. Но, в  виду известных целей, из Верного мне предлежал путь и в другие области, до Ташкента и Самарканда. Возвратившись в город Верный из названных местностей , я признал возможным положить начало Туркестанской духовной консистории. Само собой следует, что с сего времени все духовные и мирские дела церковные относить не в Томск и в Оренбург, а в Верный ».

           С образованием в Туркестанском  крае новоучрежденной кафедры , епископ  Софония  направил 29 июля 1872 г. письмо епископу Митрофану , в связи с отчислением церквей и притчей Оренбургской епархии . Т.о. 30  нояб.1872  г.  от  бывших епархий  отошло 13 церквей, в т. ч.  храм в городе Токмаке, ныне  Семиреченской области. 70-летний старец показал необычайную энергию в устройстве и формировании штатов архиерейского дома, кафедрального собора и консиситории. Сам писал деловые бумаги, вел переписку, инспектировал дальние уголки епархии как умудренный жизненым  и священным опытом миссионер. Он обучал духовных лиц правильному богослужению .Будучи знатоком церковного пения организовал хор и на спевках сам дирижировал. Преосвященный  окормлял юную епархию 5 лет, 6 месяцев и 2 дня .

           Софония любил уединиться на епархиальной даче, что стояла на слиянии рек Бутаковка и  Малая   Алматинка. Здесь, словно среди «гор Елеонских»,  Софония написал многотомные ученые труды, воспоминания, вел  личные дневники. Преосвященный старец тихо скончался 26 ноября 1877 года в сане архиепископа и был погребен в специально устроенном склепе в Больше-Алматинском станичном соборе. Здесь же было место упокоения следующего епископа Никона  (Богоявленский), скончавшегося в Верном двадцать лет спустя. В 1998 г. обнаружены остатки  деревянного надгробия, некогда покрытого мраморной  доской с эпитафией.

          В советские годы, во время устройства в казачьем Соборе  звукового кинотеатра « Ударник», могилы первосвященников епархии Софония и Никона,  почетных граждан Верного и жертв землетрясения 1910-11 г. были осквернены и уничтожены.

          Следующими священниками были:

    АЛЕКСАНДР  ( в миру Кульчицкий  Андрей Иванович )  ( р. ок.1823  , с. Камень-Шляхетский , Гродненской  губ. -  у. 14  дек. 1888 , Кострома), епископ Туркестанский и Ташкентский (с 6 июня  1878 по 30 апр. 1883 ). Прибыл в Верный 6 июня 1878 г. В Архиерейском доме  открыл Крестовую (домовую) церковь ( 1878 г.) . Освятил Покровскую церковь на Сенной пл. и открыл городской приход (1882 г.) , благословил Туркестанский  кафедральный Собор (стр-во шло с 1875 по 1880 гг. )  и Петро-Павловскую церковь , куда была доставлена копия Иверской иконы , присланная московским митрополитом Александром . Основатель Иссык-Кульского (Свято-Троицкого)  муж. монастыря в с. Преображенском  (1882 г.) .

    НЕОФИТ (в миру Неводчиков Николай Васильевич) (р.в 1822, СПб. – у. 9 марта 1910 , Измаил), архиепископ Туркестанский  и Ташкентский (с 26 авг.1883  по 13 янв.1893 ) Богослов, писатель ( псевд. Диктиодис, Касилыч и др.). В 1844-50 гг. личный секр. и  библиотекарь дипломата и писателя А.С. Стурдза; состоял в приятельских отношениях с Н.В.Гоголем .

           В  Верном с  26 авг.1883   по 13 янв.1893 гг.  По воспоминаниям «... предстал ожидавшим его гражданам старичком с закрытыми глазами, с жиденькой бородой до пояса, и с длинными , спускающимися по обе стороны груди волосами.Черная ветхая ряса на почти высохшем теле и помятая черная камилавка на голове...» . Жил и работал  на архиерейской дачи,  установил на Поклонной горе  Св. Крест до 10 аршин  (с тех пор гора над р. Малой Алматинкой называется «Крестовая» ); в Иссык-Кульском монастыре обустроил березовую аллея по берегу Долгого залива, т.н. «неофитовская».

         Пережил страшное землетрясение 28 мая 1887 г. :  « Преосвященный Неофит  совершил  всенародное  молебствие  в походной церкви-палатке. Множество народа стекалось сюда : все молились об избавлении себя и ближних от страшной гибели , от смерти, грозившей отовсюду. Порой молитвы прерывались  подземным гулом и сотрясением земли .Народ не разбегался в ужасе, а только, падая на колени , крестился. Убитых отпевали по нескольку десятков сразу. Многие из них были погребены без гробов в больших могилах , по нескольку человек в каждой » .  Молебствие совершалось возле разрушенного  архиерейского дома ;  на третий день стихии начались  ежедневные богослужения Через год была поставлена  Знаменская часовня ,  в память жертв общечеловеческой трагедии.

        В его бытность сгорел временный Туркестанский кафедральный  собор , что в Большой станице (1889 г.) . Преосвященный Неофит преобразовал православное Братство в Казанско-Богородничное

    Туркестанской  епархии (1886 г.) . Открыл церковно-приходские шклды  Западно-Сибирского  учебного округа  в Семиреченской области (1884 г.)

    ГРИГОРИЙ  (в миру  Полетаев Лев  Иванович) (р. в 1831, Нижегородская губ. –у. 15 июня 1914 , М., Новоспасский м-рь),  епископ Туркестанский и Ташкентский ( с  21 нояб.1892 по 18 февр. 1895)     В Верном  служил  с 21 нояб.1892 по 18 февр. 1895 . Открыл церковные приходы в Верненском , Копальском , Лепсинском , Пржевальском у.  Освятил пам. Н.М.Пржевальскому на Иссык-Куле (1894 г.) и Троицкую церковь , что на Каменной пл. в Верном.  При закладке временного кафедрального собора  обратился к горожанам-верненцам  со словами: "По имени вашему будет и вера ваша!”

    НИКОН (в миру  Богоявленский Филипп Георгиевич) (р.в 1831 ,Тульская губ. – у. 19 июня 1897, Верный), архиепископ Туркестанский  и Ташкентский ( с 14 марта  1895 – по 19 июня 1897  . Церковный  писатель ( псевд. Православный). В Верный  назначен 14 марта 1895 г. , прибыл 23 июня из Ростова через Ташкент. Никону пришла мысль о необходимости переноса епископской кафедры  в Ташкент. Но проект не осуществился , Верный оставался центром   епархии до следующего епископа Иннокентия. 

       Погребен в южном приделе Больше-Алматинской станичной  церкви (в ту пору Туркестанский  кафедральный  Собор ), рядом с могилой архиепископа Софония. Склепы первосвященников в советское время были разграблены. Среди реставрации могил обнаружены  панагии  принадлежащие Преосвященному Никону

    АРКАДИЙ (в миру Карпинский Аркадий Константинович ) (р.26 янв. 1851 , с.Орел, Волынской губ. – у. 17 авг. 1913  , Новгород , Иверский м-рь),   епископ Туркестанский и Ташкентский (с 9 нояб.1897 по 18 дек.1902 ) В Верном с 9 нояб. 1897 г.  За время его службы  в Туркест. крае открыто 22 новых прихода и 20 церковно-приход. шк., построено 22 новых храма, благоустроен Иссык-Кульский муж. м-рь, обращена в м-рь жен. община под Ташкентом . Всего в епархии числилось 42 учеб. заведений на 1650 учащихся. Из них 38 школ в Семиречье (1900 г.)   В Ташкенте в прощальные  дни 2-5 февраля 1903 г. епископ подчеркнул в речи:  «...важнейший предмет служебных забот за время пятилетнего управления  Туркестанской епархией...

    Я разумею вопрос о перенесении кафедры Туркестанскаго епархиальнаго архиерея с нынешняго ея местонахождения в город Ташкент...И чтобы отсюда, как из центра, свет Христов просвещал все самые отдаленные и глухие уголки, входящие в пределы обширной Туркестанской епархии».

         В  бытность  Аркадия создан Туркестанмский  епархиальный миссионерский комитет , возведение кладбищенского храма во имя Всех Святых ( с 1908 г. церковь  женской общины ), обновление Александро-Невской церкви , в день целителя Пантелеймона ( в 1902 г. афонские иноки прислали в дар икону).

    ПАИСИЙ (в миру Виноградов Петр Иванович )  (р.19 дек. 1837, с. Ковжи, Череповецкого у. -  у. 26 дек.1909, Иоанно-Предтеченский м-рь, Астраханской епархии),  архиепископ Туркестанский и Ташкентский (с 1 марта 1903  по 21 февр. 1906 ) Писатель, богослов, редактор  «Полоцких епархмальных ведомостей».

        В его бытность  вышел Указ от 17 апр. 1905 г. « О веротерпимости» , который предусматривал положение религий. В Верном cоздал первый печатный орган епархии  «Туркестанские епархиальные  ведомости ». Верненская городская  Дума  вручила Паисию торжественный адрес с видом законченного при нем ,еще  вчерне,  Туркестанского  (Вознесенского)  кафедрального Собора ( заложен в 1903 г. арх. К.А. Борисоглебский)  . В основание архиепископ Паисий заложил мемориальную доску «в честь и память Св. мучениц Софии и трех ее дочерей... в Лето от создания мира 7412 ...» .

    ДИМИТРИЙ (в миру Абашидзе Давид Ильич, князь Имеретинский) ( р. 12 окт. 1867 , Тифлисская  губ. , родовое имение Веджины – у. 1 нояб. 1942 ,  Киево-Печерские лавры, Ближние пещеры) ,  епископ Туркестанский  и Ташкентский   20 янв. 1906  по 25 июня 1912) ; в схиме Антоний  В годы Первой мир. войны  священник линкорна «Св. Пантелеймон» Черноморской эскадры.  Участвовал в  Поместном Соборе Рус. православной  церкви (1917-18) , Юго- Восточ. церков. Соборе (Ставрополь  19-24 мая 1919), на котором было основано Врем. высшее церковное управление Юга России .  В 1919 эмигрировал, но вскоре вернулся в Киев  (его сын Абашидзе Георгий Давидович, похороненный в эмиграции, в Галлиполи). Принял схиму и под именем  схиархиепископа Антония  возглавил Грузинскую катакомбную церковь ( с 1926 г.)  и  пребывал в затворе. В годы  нем. окуппации в Вел. Отечеств. войну находился  в Киеве. Владыка Антоний для всех оставался преподобным исповедником , подвижником, молитвенником и прозорливцем.  Погребен у входа в Ближние пещеры  Киево-Печерской Лавры...

          На долю Преосвященного Димитрия пришло  время разрушительного Верненского землетрясения 1910-11 гг. Около 5 утра 23 декабря он благословил  православное население . В тот же день  возглавил Комитет сбора пожертвований и  помощи пострадавшим, предложил установить по сторонам света четыре часовни в память жертв катастрофы ( успели возвести одну, на восточной  окраине Малой станицы ;  здание не сохранилось ) . Где установили копию чудотворной иконы Казанской Божией Матери, освященной Анастасием , настоятелем Московского Казанского храма. По бордюру иконы располагались пять  живописных медальонов – лики святых, на дни памяти которых были особенно сильны подземные толчки стихии.

          В период его служения был  проведен 1-й съезд духовенства Туркестанской  епархии (июль  1909) и съезд духовенства железнодорож. церквей Туркестана (1907 г) .  Торжественно отмечено 1500-летие со дня кончины Иоанна Златоуста (1907)  .Дмитрий  учредил журнал «Туркестанские  епархиальные ведомости » и основал  епархиальный дом им. Николая Второго (1908 г) .При нем открыт в Верном приют-ясли. Начал работать епархиальный  свечной  завод. 

        Преосвященный  Дмитрий освятил Св.- Никольский храм, что на Кучугурах , Введенский храм , что на Клеверных участках и Св. Алексеевский военный храм ; основал Иверско-Серафимовский  женский  монастырь,  на стр-во которых он  внес свои сбережения  (монастырюпожертвовал архимандрит Иаков , настоятель Донского монастыря, икону Иверской Божией матери в серебряно- золоченном окладе и украшенную драгоценными камнями).

    ИННОКЕНТИЙ (в миру Пустынский Александр Дмитриевич ) ( р.26 нояб.1869, Вологодская губ. – у. 13 дек.1937 , Алма-Ата ),  архиепископ Туркестанский и Ташкентский ( с 25 июля 1912 по 9 июля 1917 ) В его бытность перенесена епископская  кафедра перенесена из Верного  в Ташкент, с   назначением викарного  епископа Пимена  , с титулом Верненский  и Семиреченский ( Указ Св. синода от 23 дек. 1916 г. ;  по определению Св. Синода от 22 нояб. – 9 дек. 1916 г. за  № 8662  и высочайше утвержденного 16 дек. 1916 г . Центр - г. Верный). Преосвященный Иннокентий  учреждает также викариатства в Аулиеате и в Ашхабаде.

          На время пастырской службы  пришло время революции и гражданской войны . Декретом Российской республики установлено отделение церкви от государства ( 23 июня 1918 г.) . Всероссийский Патриарх Тихон отстранен от управления ( арестован 19 мая 1922 г.). Русские  священнослужители отправлены в ссылку , расстреляны, храмы с погостами уничтожены.

           Иннокентий   созвал 2-й съезд епархиального духовенства Туркестанского  края (окт. 1922 ), на котором была принята Декларация о независимости туркестанской поместной  церкви и установлении новых форм поведения и деятельности пастырей. В марте 1923  Иннокентий ушел на покой и уклонился в обновленчество, был избран  архиепископом Курским и Обоянским, митрополитом  Киевским  и Галицким, Архангельским и Холмогорским. С 1934 жил в Алма-Ате при Введенской церкви. Арестован  1 дек. 1937 и приговорен к расстрелу. Реабилитирован 12 мая 1989 г.

    ПИМЕН (  в миру Белоликов Петр Захариевич) (р.5 нояб. 1879 , с. Васильевском ,  Новгородская губ. -  у. 3 сент.1918, Верный) , викарный епископ Семиреченский  и Верненский (с 11 июля 1917 по 3 сент. 1918 ). Преосвященный Пимен прибыл в Верный 11 июля 1917 г. По воспоминаниям, ему была оказана торжественная  встреча в Тастакской роще, где исстари была устроена Триумфальная арка. Под звуки оркестра двух сотен казаков, он  был встречен председателем  Войскового правления Н.П Щербаковым, городской головой C.И.Петуховым и  гласными Думы ,  благочинным градо-верненских церквей  протоиреем В.Антоновым, игуменьей Нектарией , с сестрами женского  монастыря. В  речи перед прихожанами в Тастакской церкви  прибывший  заметил, что знает город Верный  из рассказов бывших в Урмии верующих  (Персия) . Да и по  детским впечатлениям прочтения журнала  «Нива», о верненском землетрясении 28 мая 1887 г.

          Первая божественная  литургия была им отслужена в Соборе 15 окт. 1917 г., как раз в дни революционной смуты.  3 дек. 1917 г. отмечен православными днем интронизации Патриарха Тихона и восстановление Патриаршества на Руси

             День его гибели , совершенной в роще  Баума , без суда и следствия Советской  власти, остался  в памяти . Историки церкви, описывая венец земной жизни епископа Пимена , отмечают , что он  «... погиб мученически на участке Казенной рощи Малой станицы (ныне рощи Баума) . Его тело закрытое листвою,  в белом подряснике,  было найдено 3 сентября 1918 года  ». В память о  местночтимом  новомученнике, Пимен прославлен  в 1997 г. казахстанским святым. Ему установлены «Большой колокол Пимен » на звонице Вознесенского Собора Алма-Аты (2000) , мем. сооружение  в роще Баума на месте гибели Верненского епископа (1998) .

            После трагической  кончины епископа Пимена в епархии произошли большие революционные изменения, которые коснулись и советского образа жизни ,  и названия титула правящего иерарха, церковной политики епархии. Многие из епископов уклонились в обновленчество, объявив о независимости Туркестанской поместной православной церкви. Яркими представителями « обновленчества» был сам Иннокентий ( Пустынский ), родоначальник революционной смуты в церковной жизни, епископ-реформатор Сергий ( Лавров), епископ Мелхиседек ( Николин), участник 2-го обновленческого или Всероссийского поместного священного собора ( 1923 г.), на котором поставил свою подпись о лишении сана Святейшего Патриарха Тихона. Управление Алма-Атинской епархии ( остановимся в разнообразии титулов на таком ), после убиенного большевиками Пимена и согласного с новой властью Сергия, было беспорядочным. В 20-30 –е  годы епископами были Лев ( Черепанов), Августин ( Беляев), Герман ( Вайнберг) , Александр ( Толстопятов). Судьба примирила в сталинские годы многих представителей религиозных течений страшными гонениями  на церковь.

    Лит.: Проскурин В.Н. Неутомимый труженик.// Столица,1996 ,№ 20, 16 мая.= Епархия Туркестанская. – в кн.: Алма-Атинские дворики , 2009 г. = И биографии,  и дела их принадлежат Богу .- в кн.: 100 лет под благодатным покровом ( из истории Св.-Казанского собора).- Алматы, 1998, 36 с.= Православие  Семиречья в памятниках истории и культуры Казахстана (19 -20 вв) . – в кн: К истории христианства в Средней Азии ( 19 -20 вв.) , Ташкент, 1998, с.47 -61 ; Буряков Ю. ,Жукова Л.,Проскурин В. .  К истории христианства в Средней Азии. – в кн: К истории христианства в Средней Азии ( 19 -20 вв.) , Ташкент, 1998, с. 5- 46

    См. также: Быстрицкий В. Священник Преосвященный  Григорий епископ Омский и Семипалатинский. М., 1905 ; Путинцев М.П. Воспоминания о покойном архиепископе Туркестанском  Софонии.// Душеполезное чтение, 1884 , ч.3, №№ 11-12.; Ходаковская О.И. Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский. Краткое жизнеописание. Алматы, 1999 ;  Яковлев В.А. Из церковной жизни Туркестана . Верный, 1902 г

     (Продолжение. Окончание следует )

     

      

     

       


        



        


    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: semirek (03.01.2012)
    Просмотров: 2582 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]