Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Веригинские привалки

    Веригинские привалки

       

        В городском лексиконе старожилов нет-нет да и всплывут, увы, отжившие свой век понятия - «роща Баума», «гора Веригина», «мост Пугасова», «сады Моисеева». Писатель прошлого П. Н. Краснов справедливо замечал, что каждый город чем-то знаменит. Дрезден – Мадонной, Нью-Йорк – статуей Свободы, ну, а Верный - своими яблоками и ...землетрясениями. А еще живописными горами-пригорками или «приверненскими прилавками».

    Самая известная вершина среди  прочих звалась Веригинской.

    Между прочим, нанесенная  еще в XIX столетии на карты мира и рекомендуемая в туристских  проспектах для восхождения. Здесь часто отдыхали верненцы, устраивали пикники и маевки, собирали цветы-подснежники, марьи-коревны, петушки да  кисличку – местные названия пиона, ириса и ревеня; зимой осваивали горы на санках и лыжах. А местные художники тем временем, примостившись у мольберта создавали свои маленькие шедевры: «На вершине» (Николай Хлудов, 1886 г.), « Вид на Малую станицу» (Абылхан Кастеев, 1937 г.), «Долина Алатау» ( Аубакир Исмаилов,1942 г.), «Очередь на фуникулер» (Евгений Сидоркин, 1970 г.). Здесь снимались документальные ленты замечательного оператора и режиссера Владимира Татенко  «Город яблоневых зорь», « Алма-Ата», «Огни вечерней Алма-Аты». Здесь рождались  поэтические строки Д. Абилева и А. Лукашенко, положенные композиторами Б. Ерзаковичем и С. Шабельским  в основу песни  «Алма-Ата» и  вальса «Мой город».

          В  1972 году  веригинский  прилавок «по просьбе трудящихся» переименовали в гору Кок-Тюбе. Здесь установили телевизионную башню высотой в 372 метра, которая вместе с горой  поднялась еще до километра к самым облакам. С верхней точки горы открывается, особенно в ясные утренние часы, отличная панорама не только Алма-Аты, но и всех ее, вернее трех, сторон света: на юге – увенчанные снегами вершины величественного Алатау, не уступающие по высоте европейскому Монблану, кавказскому Казбеку или американскому Тахумулько. На границе  южных жилых массивов на высоте до 1750 метров, в урочище Медеу и на Каменском плато улицы горных предместий расплетаются в бесчисленные туристские  тропы.  Взгляд охватывает разнообразие  растительного  мира Алматы - от фруктовых садов и ягодников Илийской долины до альпийских лугов и прекрасных летних пастбищ - джайляу. На севере, с высоты не менее 500 метров городские улицы убегают в степь и полупустыню, растворяясь в миражах Прикаскеленских Моюнкумов. Путник задерживает  внимание на светлом, покрытом дымкой круге. Это соленое озеро Сорбулак, где по зову предков  собираются в огромные стаи местные птицы и их пернатые гости. В наши дни водоем превращен человеком в канализационное море. На западе, за далекими бесконечными прилавками гор стоит одиноким островом громада Чу-Илийских гор, серебряная подкова Суук-Тобе, воспетая  не одним поколением  акынов  Жетысу.

         На горе Кок-Тюбе законодатель мод Карден мечтал  установить на фоне Алатау самый высокий в мире подиум, вращающийся на  игле телебашни. Местные зодчие тем временем всерьез проектировали на вершине горы Дворец  Верховного Совета республики, а на ее склонах  - общественные  особняки, располагая их вдоль гранитной  лестницы до площади Абая. Успели только пустить воздушный трамвайчик и превратить прилавок в зону отдыха. Вместо фешенебельного ресторана «Максим» гостей столицы привечает дастархан из блюд национальной кухни «Аул». На гору легко взобраться  на частном  фуникулере и, прогуливаясь по живописным окрестностям, отданным в аренду  местным негоциантам, наблюдать, словно в объективе калейдоскопа,  за жизнью большого города.

         Городские легенды рассказывают, что названием  гора обязана советскому летчику Веригину, самолет которого врезался в прилавок где-то в 30-е годы. Будто бы на месте трагедии существовала могила, заросшая теперь травой-бурьяном. Ученые мужи, однако, настаивают на другой версии. Мол, гора Кок-Тюбе  упоминалась еще в дневниках средневековых  купцов и миссионеров , что следовали через Талкинский проход в легендарный город Алмалык. Правда, версификаторы так и не определились, где стоял пра-Алматы, город  купеческой славы времен Марко Поло. Однако переименование горы  считают делом  вполне оправданным.

         Третьи  полагают, что гора названа в память земляка  Николая Веригина - то ли шорника, то ли агронома- мичуринца. Это он, мол, освоил предгорья за Анучиным ущельем, что у Мокрого ключа, заложил сады с  душистыми яблоками да грушами. Добавим к легенде, что  «веригинские прилавки» - действительно  семейные угодья казаков Малой станицы, известные еще в XIX столетии. Уже тогда гремело славой садоводческое дело Кондратия Веригина, его сына Афанасия, переданное по наследству внуку Николаю.


        По своей территории «веригинские прилавки» сравнимы с малыми европейскими государствами. Скажем, с Монако. По сторонам горы протекают полноводные некогда речки Малая Алматинка и ее притоки Казачка, Солоновка, Прямуха. По их берегам в наши дни процветает тот же игорный бизнес, возводятся те же фешенебельные дачи, рестораны, конезаводы и псарни, как и в Монако. Предприимчивые хозяева Кок-Тюбе прямо в центре Или-Алатауского национального природного парка отстреливают фазанов, кабанов, еликов. Самостийно прокладывают дороги, вырезая склоны гор на дерновину теннисных кортов и гольф-площадок. И это тоже одна из особенностей современного города.

    Очерк "Веригинские привалки" опубликован в кн. Владимир Проскурин. Алма-Атинские дворики, 2009, сс. 30-33


    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: semirek (02.01.2012)
    Просмотров: 1267 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]