Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Моя родословная [9]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Домашний архив » Моя родословная

    Туркестанское «Открытое письмо» переваривают в «чреве Парижа»

    Туркестанское  «Открытое  письмо» переваривают в «чреве Парижа»

     

        Правый берег Сены

            С  крыши центра Помпиду открывается вид, -  вероятно лучший вид, вид из самого сердца Парижа, - на старинный 15-й квартал французской столицы. Совершенно промокший,  в те холодные, мартовские дни 1996 года ,  я  впервые в жизни, воочию,  наблюдал за жизнью  парижских  улочек , уводящих, как известно,   в предания старины глубокой. Особой популярностью славится улица Сент-Оноре .

          В старых  домах , сохранившихся  в первозданном облике 18-го  столетия,  родился Мольер .Где-то там за углом стояла та самая аптека, снабжавшая снадобьями Марию-Антуанету. Самое заметное строение квартала храм Святого Юсташа, проще, Евстафия. Он чуть не вплотную примыкает к саду нового Форума. В этом храме крестили и отпевали Мольера, любовницу короля мадам де Помпадур,  Лафонтена , Мирабо. Храм почтил и почившего соседа- славное «чрево Парижа»- забавным макетом. «Чрева » больше нет, остались только роман Золя и макет в храме.

         Увидев впервые Центр Помпиду ( в обиходе, просто, Бобур) , я , как и многие туристы, не восхитился, а скорее растерялся: посреди старинного парижского квартала высится что-то среднее между огромным многоэтажным гаражом и химкомбинатом. По крайней мере, как никак  Национальный центр искусства и культуры  имени Жоржа Помпиду. Толстые железные крашенные трубы опоясывают стеклянное здание ( внутри прозрачных  труб движется лифт, что ни мало важно,для туриста бесплатный) .Музей создан на базе раритетов коллекционера Канвейлера. В Бобур переведено ателье скульптора К. Бранкузи, переданы в дар работы В. Кандинского. Великолепна Публичная справочная библиотека, где мне довелось проводить дни над новой книгой «Семиреченские портреты». В центре Помпиду более сорока лет работала ( а ныне консультирует) Хелена Лярош,  известный искусствовед и дизайнер, некогда,  комиссар международных выставок и секретарь общества дружбы и культурных связей  Франция-СССР. Кроме прочего, кругосветная путешественица и писательница, большой друг  Средней Азии (ныне  самостийно возведенную в ранг «Центральной Азии» ). Меня с м-м Лярош познакомила Ольга Проскурина   ( моя дочь,  собственно организатор выставки  и поводырь по Русской Франции,- ее храмы, кладбища, музеи, книжные лавочки, просто, встречи с «бывшими» ) . Весьма  интересные собеседники, между прочим,   наши  «бывшие» соотечественники . В  доме г-жи Лярош,  в пригороде Парижа Иври,  в книжных магазинчиках «Имка –пресс» и «Санкт-Петербург» И. Лемперта, в музее кадетских корпусов А. Шмемана , у коллекционера «белого движения» А.Корлякова , за беседами с французской кухней на квартире Ольги Павловой , среди букинистических развалов по берегам  Сены, прошли мои самые яркие, творческие  дни 2006-й  весны.

       Наурыз в Париже.

               На улице Сент-Оноре , 60 один самых известных на сегодня туристских книжных магазинов мира, каким является подвальчик Хелены Лярош «Itineraires» ( или , дословно, «Маршруты») .К концу года хозяйка решила отдать магазин в молодые руки, под дальнейшее владение четы Мишеля Мариаса и Айгульбиби Аманниязовой ( оба знают казахскую Степь не понаслышке). Такое сочетание позволяет назвать магазинчик местом встреч, кому дорог ветер странствий.  Два этажа помещений опускаются вглубь прямо в «чрево Парижа», в бывшие его торгово-складские помещения. Вхождение сюда сопровождается тайными винтовыми лестницами, с истертыми каменными ступенями,   водяными и вентиляционными шахтами.  Древние стены и сводчатые своды выполнены из грубого, отесанного камня. Здесь сумрачно ( без искуственного освещения) ; снизу, сквозь проем глубоких колодцев,  днем проглядывают звезды. Словом,   невероятно любопытно находиться в этой диковатой атмосфере архитектурной утробы . Дальше читайте Золя, он сказал об увиденном более красочно и правдиво.

          Для меня памятно, что здесь состоялась  выставка «Дорогами кочевий», типы народов и народностей Туркестана и Степного края, из собрания  моей коллекции старинной почтовой открытки 19- начала 20 столетий, приуроченная  к Наурызу, празднику Весны тюркских народов

          «  Экспонаты, - более ста  образчиков «открытого письма», зарисовки путешественников , копии стариных газет и журналов, -  несут важную информацию документального источника, позволяют наглядно представить  посетителю выставки былую жизнь народов и мир природы Средней Азии и Казахстана, отраженные в памятниках истории и культуры, архитектуры и этнографии, быта и ремесел.Они фиксируют, до точности одного дня , важнейшие исторические события эпохи,  бытовые  сценки , традиции, ремесла», - отметил   в книге отзывов  военный атташе и писатель Рене Канья, ныне живущий в Бишкеке.

            «Это уникальные изображения на открытках  по восточной тематике :  эмира Самарканда и полководца Тамерлана, потомков ханов Аблая , Сюка и Вали, репродукции картин  В. Верещагина, Н.Карамзина, Н.Хлудова , оригинальные  работы  фотографической семьи Лейбиных из Верного. На заре фотографии эти работы,  как правило,  выполнялись в единственном экземпляре. Многие из них представлены в экспозиции и являются большой исторической ценностью», - отзывается о выставке  директор Берлинского музея фотографии Людгер Деренталь.

    Выставка сопровождалась кухней, бытом, ремеслами , продажей восточных изделий. Особенно, привлекла красочная колекция тюбетеек и душистое собрание узбекского чая  Сайджона Максудова, хозяина собственного ресторана в Париже.

       В объективе Туркестан.

          Из профессинальных фотографов, запечатлевших Туркестанский край,  вспомним парижанина Поля Надара (1856- 1939), которому в этом году исполнилось бы 150 лет со дня рождения. Сын известного мастера «светописи»  Феликса Надара ( настоящая  фамилия Tournachon ) о котором  говорили:  «Надар»  в Париже не менее значимый, чем «Вдова Клико» .

    Поль Надар последователь  портретиста Адольфа Диздери , того самого француза , который ввел в мировую практику портреты на визитной карточке и тем самым положил начало семейным фотоальбомам.  В 1890 году  Поль Надар  совершил большое путешествие в Нагорную Азию. Известны его работы памятников истории и культуры «Мавзолей султана Санджара»,  «Минарет Калян в Бухаре» . Каталог выставки его турне издан в 1995 году  в Анкаре. Накануне 21-го столетия трудами историка С. Горшениной в Женеве выпущен альбом  «Дорога Самарканда.  Азия в объективе французских путешественников» - , более ста фотодокументов Анри Мозера , Поля Лабэ, Павла Лессара , - также ценный подарок для всех , кто имеет отношение к изучению Востока.

           В Туркестане первые фотографии и фотоателье  появились благодаря энтузиастам «светописи» и «волшебного фонаря» С. М. Дудину, А.Л.Кирснеру, А.С.Муренко, Д.В. Назарову, С.Ф. Николяи, династии  фотохудожников Соломона Лейбина, его сына Абрама,  внуков Павла и  Бориса. Первые открытки с видами Семиреченского края были выпущены за год- два до начала 20-го столетия и продавались в Верном в магазине Н.Тарнецкого, представителя Варшавского Бюро Всемирного почтового Союза.  Редкая серия из четырех литографированных открытых писем «Привет из Туркестана»   хранится в наши дни  у ташкентского  коллекционера Бориса Голендера.  Раритетные фотографии находим в известных фотоальбомах, изданных,  как правило, в одном или нескольких экземплярах и дареных высоким особам .Среди них «Туркестанский альбом », составленный в 70 –е гг. 19-го столетия  востоковедом Александром Куном. В альбоме помещены 1262 снимка на 447 картонах,  размещенных по четырем темам- этнография, археология, история, промыслы. Частное собрание было представлено 4-му археологическому съезду России ( Казань, 1877 г.) .В 1899 г. в Ташкенте было образовано Общество любителей фотографии и изящных искусств Туркестанского края , которое к открытию подготовило выставку более двух с половиной тысяч  работ фотохудожников края. Многие из этих снимков широко использовались для воспроизведения советской почтовой открытки, но без указания дореволюционных авторов и времени съемки.

          Фотографическое искусство, или как его тогда называли «светопись»,  завоевывало весь мир, шагнуло к минаретам Туркестана, к горным вершинам  Алая и Тянь-Шаня, к кочевьям  номадов  Степного края. Массовый выпуск иллюстрированных открыток,  - парадных портретов и жанровых сценок, городских и сельских пейзажей, типов народностей и памятников природы, - относится к началу 20-го столетия. Помимо России их печатали европейские фирмы Германии, Австро-Венгрии, Франции  . Скажем Адольф Шлайфер из Померании , Франц Раупах из Силезии, Георг Брюккан из Берлина. Известны туркестанская серия открыток, изданных фототипиями  и хромолитографиями   «Шерер, Набгольц и Компания»        (Москва) ,  «Издательство Б.А.Шнайдера» (Одесса)  , «Акционерное общество Гранберг» (Стокгольм). Местные издательства Ташкента, Ашхабада, Верного, Омска, тем временем, наладили выпуск открытки собственными оригинальными негативами. Кроме того, существовала мода на рисованные миниатюрные картинки, имеющие значение почтовой корреспонденции и заказ на которые выполняли доморощенные  или известные художники России . Дореволюционные мастера наклеивали выполненные ими фотографии  на фирменные паспарту, на обороте которых печатались символические и рекламные изображения. Успехи фотодела позволили производить на открытых письмах, наряду с рисованными и гравированными сюжетами, документальные фотографии, портреты современников и  событий Прозаический бланк почтовой корреспонденции превратился в фотодокумент, значение которого для краеведения сегодня трудно переоценить ...

     

     

    Категория: Моя родословная | Добавил: semirek (04.01.2012)
    Просмотров: 1382 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]