Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 5
    Пользователей: 1
    CharlesJela
    Главная » Статьи » Летопись Заилийского края

    Театрализация Верненского уезда

    Утраченные памятники

    Театрализация Верненского уезда


         Спектакли старой Алма-Аты были разными по художественному уровню, но само их количество говорило о том, что театр городу был нужен. Однако, писателю Николаю Анову
    в его скупых  воспоминаниях  о старой  Алма-Ате сказать было нечего: « служащие кончали работу рано, в три часа. Жизнь была дешевая, располагала к безделью. В кино показывали старые фильмы, театра не было. С нетерпением ждали гастролеров из Ташкента. Прошел слух, что приедет артист Дымов, и будет поставлена нашумевшая пьеса Арцыбашева «Ревность». Но тут произошло событие , всколыхнувшее весь город. Вместо артиста Дымова неожиданно приехал в сопровождении трех инженеров Владимир Сергеевич Шатов, начальник строительства Турксиба. Город только и жил разговорами о будущей железной дороге».
     

      
       В послереволюционные годы  музыкально-драматический театр Верного был преобразован в Советский театр Алма-Аты   1919 г. клуб-театр имени Л.Троцкого ).

    Он располагался  в бывшем  Общественном  собрании Верного ( ныне театр кукол) .Это было самое крупное, из пяти клубных учреждений города. С  1935 г. в здании размещалась национальная  филармония  (  с 1960 г. – творческое  объединение «Казахконцерт» ). Театр  находился  на бойком месте , вблизи  городского Пушкинского сада, напротив  Городской  думы и женского училища , кинотеатра  «Иллюзион «ХХ век»  . Клубное здание   использовалось  для проведения городских  собраний и митингов , театральных представлений . Здесь, между прочим, 5 февраля  1921 года  ,  было принято решение на партийной конференции  о переименовании   Верного в  Алма-Ату. В том же  памятном году  в партклубе прошли торжественно –траурные прощанья с коммунистами,  безвременно погибших во время  катастрофического селя  лета того же исключительного  года...

          Одновременно создавались татарские, украинские и, даже, австро-венгерские  самостоятельные труппы . В  моде  были  красноармейские агитбригады « синеблузников» обитающих  в « красных юртах». Начал работать ТРАМ – театр рабочей молодежи.


    По воспоминаниям режиссера Канабека Байсеитова  « трам» располагался в клубе  Совторгслужащих, бывшем купеческом особняке Кургановых, на улице Юных Коммунаров. Здесь зрители увидели первые казахские спектакли « Енлик-Кебек », «Золотое кольцо», « Волостной посягатель». Здесь расскрылся талант  несравненной Куляш ( тогда зрители ее звали Гульбахрам) ,  ее братьев Айтбека и Манарбека Ержановых, Шары ( Гульшары) и Курманбека Джандарбековых, Елубая Умурзакова/

    Здесь, артисты одевались просто, по-верненски, но идеологически были столичными . Словом, В одной из рецензий читаем: «трам» поставил пьесу « Зови фабком ». Простыми и яркими мазками автор пьесы характеризует выпад антисемитов. Аркашка Лейбзон – комсомолец, еврей, лучший рабочий, герой пьесы. И в этом его беда...».

      В городе создаются национальные  театры ,- татарский, корейский, уйгурский, казахский. Назывались они "Клуб нацмен" ,т.е. театр национальных меньшинств. На всех актеров была общая сцена в татарской мечети "Исхакия" , приватизированной  Советами наследия купца Исхака Габудулвалиева. Впрочем, это был первый  в Алма- Ате «экономический университет», специализирующий на учете  и  кредите  местного рынка (или «зеленого базара») .В годы Отечественной войны масса творческой интеллигенции  эвакуированной  в  Алма-Ату оказалась не у дел .Однако,  было решено оповещать город рекламой, объявлениями, хроникой, голосом  иногородних  ораторов. Использовался минарет мечети , Причем,  лихие муэдзины использовали минарет мечети . И громогласно не  только читкой  с листа афишу театра, но и  вели отрывки предстоящих пьес. Гонорар за  исполнение была тарелка прозрачного супа на соседнем столе «Дома колхозника» .          
          
      В 1929 казахский театр переезжает из Кзыл –Орды в новую столицу Алма-Ату, ставит трагедию  «Енлик-Кебек» М.Ауэзова на сцене: 

    1. В кинотеатре «Орион» (бывш.  верненском Клубе приказчиков , ул. Копальская (ныне Кунаева ) и Советской (Казыбек би) .


    За один первый сезон только  актеры подготовили 23 премьеры. Был представлен  казахским любителям сцены  « Женитьба » Н.В. Гоголя в  постановке Орынбека Бекова и Жумата Шанина.

    2. В клубе НКВД им. Дзержинского  ( 1935 г., арх. В. Буровцев),(ул.Дзержинского,83 , ныне  ул. Наурызбай батыра).

       

    Cовм . с  русским театром драмы (1941-63 гг.) поставил пьесу А.Е. Афиногенова «Страх». В  этом здании ставились оперные и драматические спектакли, проводились торжественные и общественно-траурные мероприятия . Здесь  же  была создана русская драматическая труппа  под руководством М. Соколова. В 1933 году режиссер Жумат Шанин встретился во Фрунзе с гастрольной труппой Юрия Рутковского и пригласил его организовать русский  драматический театр в Алма-Ате. С этой памятной встречи  искусствоведы Казахстана начали вести отсчет верстам  творческого пути "лермонтовки",   музыкального  театра Алма-Аты.

         В февр. 1954 г. клуб-театр МВД передан в Министерство культуры. В 80-е гг. здание передано Уйгурскому театру и в этот период начинается долговременная реконструкция здания.

     3. Для драматической  сцены было возведено собственное  здание  на бывшей площади Коминтерна (1957-62 гг.,  авторы  проекта арх. А.А.Леппик ,  Н.И. Рипинский,  В.З.Кацев , Б.Н.Тютин ;  авторы декоративного панно худ. Е. Сидоркин , О. Богомолов. Стр-во проводилось в условиях борьбы с архитектурными излишествами , потому работы Сидоркина обогатили архитектуру здания.

    Театр открылся в Новый год 1962 г. и спектакли проводились до 1980 г.,прежде чем уступить место казахскому и Русскому ТЮЗу. В эти годы проводилась многолетняя реконструкция. Однако, в 1987 г. здание отнесено к памятникам архитектуры 


    4. Первые оперы слушались алма-атинцами в новом Дворце культуры (на ул. Комсомольской  и 8-е марта, 35 ) .Здание возведено в 1933-36 гг. по проекту арх.Д.Фомичева и Е.Цейтца ,инж. В.Райляна.Это было первое культурно-зрелищное учреждение Адма-Аты, весьма популярное в действах, карнавалах, совещаниях.  Дворец размещал 150 комнатами, кружками умелых рук и домоводства, биллиардами и местами отдыха. Зрительный зал был на тысячу мест ,также репетиционный на 360 мест. В здании размещалась  библиотека на 21 тыс. мест, картинная галерея им. Т.Шевченко и корпуса физкультурного техникума. Фасады и интерьеры исполнены местным скульптором И.Б.Вахеком.Выполнен фриз из овальных портретов казахских композиторов. 


    Во время Отечественной войны здание выделено эвакуированным студиям СССР под названием ЦОКС (в будущем- кинофабрика "Казахфильм"). Об этом периоде истории , в выпуске фильмов "Два бойца" ,"Иван Грозный" ,"Они защищают Родину" рассказывают мем. доски о деятелях "алма-атинского Голливуда" -С.Эйзенштейн, братья Васильевы, В.Марецкая, Н.Черкасов, В.Бабочкин, М.Бернес, И. Пырьев,С.Жаров, Г.Козинцев ,Б.Андреев...
     
    С  1941 г.спектакли  шли в  собственном здании Театра оперы и балета (о каждом периоде истории искусств см. отдельные  статьи-справки  на сайте).  

    Категория: Летопись Заилийского края | Добавил: semirek (06.02.2012)
    Просмотров: 1347 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]