Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [28]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [20]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [27]
Летопись Заилийского края [31]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [10]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Летопись Заилийского края

    Священные горы, большие и малые, в судьбе художника Бострема

    Владимир Проскурин

     

    Священные горы, большие и малые,

    в судьбе художника Бострема

     

         В каньонах загадочного Чарына известный путешественник Г. К. Гинс описал в начале прошлого столетия чудоковатую встречу с идущим странником . «...Скоро мы нагнали его, путник оказался действительно чудаком, но таким чудаком, встреча с которым не забывается … Длинные белокурые волосы выдавали русского, со шведской фамилией . Странный путник направляется в Индию и приучает себя к горячему солнцу… Он был в белых холщевых панталонах и синей ситцевой рубахе… В такую жару он идет пешком через пустыню и притом без шапки…. Ходит по азиатским горам и равнинам, направлялясь сейчас на поклонение Хан-Тенгри, к высочайшей в пределах Семиречья вершине в 24 тысяч футов.... Мы уселись с ним вместе в повозку... »

         Во время путешествия по селам и городам искатели приключений , два пилигрима, два тезки Георгия , познакомились и рассказали о себе и о своем творчестве многое. Георгий Бострем совершил христианскую миссию в Страну Семи рек . Сведения об этом пестроснежном и чудодейственном крае черпались главным образом из рассказов купцов, миссионеров и паломников. Духами и сказочными жителями населяла народная фантазия Поднебесные Горы .Вожделенная гора Ханы , как призрак, то появлялась, то вновь исчезала. Путникам неизменно подводили законы перспективы и коварство расстояний. Пережитые ими страх и бедствия во время длительных переходов через высокогорные перевалы мешали в их сознании правду с вымыслом. Не могли внести ясности на природу Хан-Тенгри и первые экспедиции европейцев. Она была недоступна и неуловима, и прошло много веков, прежде чем человеку удалось только приблизиться к ней. Конечно, художник Бострем не поднимался на священную гору Ханы .Однако, высота, дух и сила несбывшейся вершины были для него вдохновением в художественном творчестве.

         Перед тем было неудачное восхождение на Белуху или иные авантюрные поклонения бродяги Бострема на Алтае . «... Отрицая современное искусство и изображение природы сквозь призмы мимолетных впечатлений, он хочет слиться с природой, «чтобы она, – как он выразился, – сама в нем говорила, чтоб быть естественным и сильным реалистом».... Он терпит лишения, когда не принимают на земские квартиры, спит на улице и, не скучая по оставленном мире, все больше уходит в любимую им природу… Интеллигент, из хорошего круга, с хорошей шлифовкой ума.…Эпическое спокойствие, эллинское благородство и изящество – вот его идеалы... ».

         Автор встреч с живописцем Бостремом , исследователь Казахстана и Средней Азии Георгий Константинович Гинс (род.15 апр. 1887 г. , крепость Новогеоргиевск – у. 24 сент. 1971 г., Резвуд-сити (США, Калифорния), был человеком с разнообразной биографией и деятельно прожил многие благополучные десятилетия , будучи министром правительства А.В. Колчака , профессором, экономистом и правоведом, бытописателем и краеведом. Ему мы обязаны фотоархивом и картинной галереей по этнографии Семиречья, Кульджинского края, Западного Китая. Но весьма не изученными современниками. Ученым опубликованы 11 монографий, с карандашными рисунками и снимками по истории и природе, этнографии Семиречья, Кульджинского края, Западного Китая. Путешествия дали Георгию Гинсу материал для работ по написанию мсторико-этнографических очерков "Таранчи и дунгане" и "В киргизских аулах" («Исторический Вестник» за 1911- 13 гг.), на страницах которых встретились два бродяги и пилигрима Бострем и Гинс . Он окончил Московский университет , по поручению Переселенческого Управления исследовал правоотношения в области пользования водой, в связи с крестьянской реформой Столыпина. Это фундаментальное исследование помогло не только составлению закона о правах на воду в Туркестанском крае .Общее признание имеют работы по экономике; много статей и рецензий в разных журналах, в "Новом энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона . В последние годы жизни он готовил большую работу по теме "Россия – многонациональная империя". Написал одну из пророческих книг о распаде страны СССР ("Коммунизм на ущербе" , 1954 г., Сан-Франциско) .

         Продолжим несколько слов , о художнике - пилигриме , встреченного Гинсом по пути в Кульджинский край . Георгий Эдуардович Бострем (род. 6 янв. 1885 г. , Елисаветградская губ. – у. 7 окт. 1977 г., с. Заречное, похоронен в Евпатории ( Крым ) , живописец , иконописец , художник- реставратор. Окончил училища Елисаветградское земельное и Одесское художественное (в 1902- 05 гг. ) , Мюнхенскую Академию живописи (в 1909 г.) . Учился в мастерской Холлоши совместно со знаменитостями В. Кандинским и Г. Климтом. Здесь , в мастерской сжег свое классическое наследие и занялся абстрактной живописью, организовывал первые выставки «беспредметного искусства». Среди выдающихся работ «Симфония» (1914 г.) , «Атлантида» (1916 г.) , «Космогония» (1918 г.) , «Небесная симфония» (1919 г. ) . Увлекся теософскими и мистическими идеями, телепатическимми сеансами ( между прочим, Бострем обладал гипнозом , измерял вес «души» , занимался физиологией).

           Словом, это был активный участник выставок «независимых художников», один из основателей «Свободной Академии изящных искусств в Одессе» (в 1918-19 гг.) . Его работы находятся в музеях Троице-Сергиевской Лавры, в Парижском Лувре, в фондах Соломона Гуггенхайма (США) и Симферопольской художественной галерии , во многих православных храмах и частных коллекциях. В его бостремовской студии в разные годы, собирались уполномоченные Общества «весенников» , цвет России , единомышленники Нестеров, Фаворский, Флоренский, Розанов, Пришвин. С годами Бострем поселился в Троице-Сергиевской лавре , принял монашество , проповедовал Слово Божие в картинах и иконах, с посохом обошел монастырские обители Европы, Греции, Персии, посетил священные большие и малые горы.

         В советское время художник Г.Э. Бострем поселился в Ташкенте и Алма-Ате, бывшей столице края Верном ( Алма-Ате). , жил и работал в главном городе , " красной столице Кзыл- Орде". Путешествовал по Казахстану и Средней Азии. Работы Бострема « школы супрематизма » выставлялись на хлудовской выставке в октябре 1925 г. в Алма-Ате. Среди творческой молодежи Георгий Эдуардович познакомился с участниками выставки, местными краеведами Н.Г.Хлудовым, Л.И. Бортниковым , А.П. Мировым, Г. А. Брыловым , Н.Г. Прусиновскиий , В. О. Пурмом , которые представили картины природы и достопримечательности края, героев революции и гражданской войны . Среди них, отметим популярные произведения « Дубовая роща», «Под вечер», « Закат» , «Скрипач ». В 20 –е гг. знаменитости Верного были, кроме прочего, артисты симфонического оркестра и первыми скульпторами мемориальных сооружений , первыми восходителями на перевалы и горы, путниками по долинам Семиречья. Директор «Верненской художественно-научной мастерской» Николай Хлудов встретился с Георгием Бостремом у себя дома, за чашкой восточного чая , рассказали, что они учились в Одесской рисовальной школе .Хлудов тоже был бродягой , участвовал в экспедициях 80-х годов 19 века по исследованию Хан-Тенгри и Верненского землетрясения , был рисовальщиком и межевщиком , помощником геологов И.В. Мушкетова и И.В. Игнатьева , ботаника А.Н. Краснова . Николай Григорьевич был организатором персональной выставки Русского географического общества (Спб.), представил галлерею из 17 картин о жизни и природы, археологии , иных памятников окраин Семиреченской области (1911 г.).

          Вернемся к творчеству художника Бострема. В его мастерской , в разные годы, собирались известные единомышленники России - философы П. Флоренский и В. Розанов, поэты М. Волошин и А. Горностаев, художники Н. Скроцкий, О. Маслова, А. Кипен , офтальмолог В. Филатов, оперный певец И. Козловский . В конце жизни, судьба определила вечный покой художника на Крымской земле. Г. Э. Бострем переехал жить к приемной дочери Галине Георгиевне, в ту пору главного врача санатория в Евпатории . Жил в с. Заречном , в трудных условиях отшельника , в маленьком полуразвалившемся домике с проваленной крышей. Но через нее можно было видеть крымское небо, и он был по-человечески счастлив. Почта Украины в 2009 г. , устроила на бостремовский юбилей праздник, подарила поклонникам художника и филокартистам страны персональный конверт, с его старческим портретом в левом нижнем углу , и с живописной маркой в верхнем правом . В 1997 г. в Симферополе создан Музей современного христианского искусства , носящий имя Г.Э. Бострема. В постоянной экспозиции находится четырнадцать живописных произведений художника, написанных за годы его страннической , полных приключений жизни пилигрима.

    Иллюстрации

    3- 2. Художник Г.Э Бострем

    3- 3 а Юбилейный почтовый конверт, с портретом Бострема

    3- 3 б Конверт, с маркой Бострема

     

     

    Опубликовано:

    1. Эллинское благородство и изящество – вот его идеалы…// Дойче альгемайне цайтунг ,2018 г., № 7, 16-22 февр. ( в разделе «Краеведение» о художнике Г.Э. Бостреме, его спутниках по Семиречью ) http://daz.asia/wp-content/uploads/2018/e-paper/DAZ_7_2018.pdf http://daz.asia/ru/ellinskoe-blagorodstvo-i-izyashhestvo-vot-ego-idealy/

     

     

    Категория: Летопись Заилийского края | Добавил: vladimir-semirec (21.03.2018)
    Просмотров: 46 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]