Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [26]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [19]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [27]
Летопись Заилийского края [33]
Дайджест прессы [23]
Домашний архив [12]
Наш видеозал [14]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Казачество в Азии

    Потоки бурной Или мирно по Азии плыли

    Потоки бурной Или мирно по Азии плыли

    Часть 1-я . Генерал Куропаткин и ирригатор Ян Поклевский

     

        

          В 1885 г. вышла в свет занимательная книга «Новый торговый путь от Иртыша в Верный и Кульджу» . Автор инженер Ян Поклевский с увлечением пишет о его длительном исследовании реки Или, о торгово--промышленном значении Семиречья и Кульджинского края, о построенном им пароходе , с почетным названием «Колпаковский» в заслуги губернатора края Г.А. Колпаковского. 

           Книга была подарена с дружественной подписью : «Его Превосходительству Алексею Николаевичу Куропаткину» . Подпись : « И. Поклевский- Козелл. 9 марта 1886 г. С.- Петербург» . Генерал Куропаткин с радостью занялся чтением. С Туркестаном связаны  печальные и радостные страницы биографии собеседников — военной, административной, дипломатической, литературной, семейной жизни. В разговоре за столом Ян Поклевский полушутя-полусерьезно сказал: "С Туркестаном я имею давние связи. Ополячившиеся мои предки - выходцы из азиатских просторов. Я же волею судеб возвращен на родину предков, чтобы содействовать своим сородичам-туземцам приобщиться к европейской цивилизации".

           Беглое начинание о пароходстве на р. Или требует разъяснений или напоминаний современному читателю. Прежде всего , с упоминания лиц названных в новой краеведческой  и историко- культурной книге. Тем более, исполнилось 170 -летие со дня рождения генерала А.Н. Куропаткина (р. 13 марта 1848 г., Витебск , Псковской губ. – у. 16 янв.1925 г., сел. Шешурино , ныне Тверская обл. ), военного и административного деятеля, министра обороны России, генерал-губернатора Туркестана , радетеля успехов и процветания края.      

          Генерал от инфантерии  А.Н. Куропаткин военный писатель, взял псевдоним "А. Наговский" по месту юности в Наговье. Автор трудов «Алжирия» ( Спб. , 1877 г.) и «Очерки Кашгарии» ( Спб., 1873 г.) , «Завоевание Туркмении » ( поход в Ахал- теке в 1880- 81 гг., с очерком военнных действий в Средней Азии с 1839 г. по 1876 г.), «Задачи русской армии». - СПб., 1910. Т. 1- 3 ;, «Записки ген. Куропаткина о русско-японской войне. Итоги войны» . - Берлин, 1909 г. . ; 2-е изд.: 1911 г. ; « Туркмения и туркмены «, - СПб., 1879; = « Россия для русских», - СПб, в 3-х тт., 1910 г. Также архив, личный дневник А. Н. Куропаткина с 1891 г. (ЦГВИА СССР , ф. 165 ; «Красный архив» , журн., 1922 г., 1924-25 гг. и 1935 г. ) .

          Пролетели события в  России от друга молодости до врага народа в старости. Во время Революции в Ташкенте , случившегося 30 марта 1917 г. , генерал- губернатор Туркестанского края А.Н. Куропаткин был арестован . Власть передана Временному комитету в лице Н.Н. Щепкина. Затем, именитый полководец жил в своем родовом имении Шешурино. Здесь ,организовал сельскую школу, в которой работал учителем и заведовал библотекой (с 1998 г. «библиотека Куропаткина» носит имя прежнего владельца).   

           Смена царской власти на советскую разметало в пух и прах дворянское гнездо Куропаткиных. Алексей Николаевич ушел в отставку с 24 января 1918 г. Неизвестно о судьбе его второй жены Александры Михайловны ; единственного сына Алексея Алексеевича , расстрелянного в советские годы; осиротевших внуков , родственников, близких семьи Куропаткиных. Однако, на родине генерала А.Н. Куропаткина в России восстановлен памятник на могиле в сел. Наговье (19 марта 2018 г.) , установлен обелиск в день города Торопец ( 28 июля 2019 г.) . Вот пожалуй главная канва в биографии возвращенного Алексея Николаевича Куропаткина .

            Расскажем читателю о судьбе семиреченского инженера Яна ( Ивана Ивановича) Поклевского (Koziell – Poklewski Jan ; псевд. Scala Jakub, Хлебович ) (р. 14 ноября 1837 г. , Сервечь , Виленская губерния – у. 7 мая 1896 г. , Бобруйск). Он был участником польского Восстания 1863 г. После поражения инсургент эмигрировал, стал полковником французской армии Scala Jakub . По возращению в Россию осужден, разжалован и сослан «без лишения прав дворянства и продвижения по службе» в Семиреченскую область, в строящейся центр Верный. Прибыл с семьей в Больше-Алматинскую станицу в сентябре 1872 г. (в 1883 г. по суду был амнистирован) .Инсургент Поклевский зачислен казаком Семиреченского казачьего войска ( СемКВ ), рядовым 1-й полусотни 10-го Туркестанского стрелкового батальона . Затем произведен прапорщиком 11-го батальона ( штаб-квартира укрепление Верное). .

            В ноябре 1873 г. отзывается из СемКВ для исполнения поручений по строительной части , становится военным инженером, строителем, архитектором. Губернатор Г.А. Колпаковский, принимая в штат Поклевского, обосновал решение тем , что "...по недостатку в распоряжении администрации, я полагаю возможным воспользоваться познаниями возвратившегося из Парижа и помилованного эмигранта Поклевского-Козелло... Прошу поручить ему составить проекты и сметы на постройку постоянного моста через реку Или и на разработку дороги по направлению от Кастека на урочище Сарымсакты".

          Поклевский занимал должность заведующего строительной частью Семиреченской области и Кульджинского края (1879-81 гг.). Проектировал г. Джаркент по генплану « Новая Кульджа, на р. Усек » , строил ирригационные сооружения в области . Отметим, его зодчество невероятно разнообразно по его проектам, эскизам, сметам , пояснительным запискам . В Верном до землетрясения 1887 года были возведены Туркестанский Собор , дом и подворье епископа , Гостиный двор и его купечества , Головной ( магистральный ) арык с арычной сетью по городу , пруды в Алматинском общественном саду, мельничные производства на р. Малой Алматинке, другие здания и сооружения. По иронии судьбы, Ян Поклевский строил Тюремный замок, где томились многие его товарищи по борьбе . Среди них польский инсургент Бронислав Шварце.

         Поклевский- предприниматель, владетель месторождения горного камня -колыбташ и каменного угля . Однако, остановимся о главном, о чем пойдет речь в данном очерке. Совместно с джаркентским купцом Вали- Ахуном Юлдашевым Поклевский организовал торгово-промышленную компанию «Юлдашев и Поклевский» . Молодой купец ратовал за возможность навигации по р. Или , вдоль Балхашского бассейна , по оз. Иссык-Куль. Среди технико-строительных памятников Илийска назовем мост через Или , возведенный 1 мая 1884 г. , военным инженером Николаем Петровым . Это был деревянный десятипролетный мост, составлял в длину 120 саженей. Заказ исполнили из ферм Тагильского и Екатеринбургского заводов .

    Первоначально до 1894 г. мост был подъемным, т.к. предполагалось судоходство по р. Или . С 1896 г. инженером Н. Нарановичем велись изыскания трассы предполагаемой железной дороги Верный-Илийск-Джаркент - Кульджа и строительство металлического моста.

           Однако, вернемся к теме. В старой казарме казачьего выселка Илийска , переоборудованной в мастерскую , открытой 1 октября 1882 г. , Ян Поклевский собрал пароход и назвал детище именем «Колпаковский» в честь губернатора, основателя Семиречья Г.А. Колпаковского , генерал- губернатора Степного края. «... Без помощи которого, я едва ли мог выбраться из Кульджи и собрать пароход в Илийске» - писал он 1 октября 1882 г .

           Пароход был заказан английскому заводу Эдуарда Гейза в Стони-Стратсфорде, близ Лондона. Техничская характеристика такова : винтовой , 35-ти сильный, с паровиком локомотивного типа, длина 56 футов (17 м) , ширина 10 футов ( 3 м) , высота 6 футов (1, 85 м) , грузоподъемность 800 пудов и 4 фута (12, 8 т ) , осадка с грузом до 1, 25 м.. Экипаж первого парохода на р. Или : Ян Поклевский-Козелл , капитан Павел Романов, механики Эмиль Георг и Джон Норман (между прочим, англичане, жившие в Верном с 1869 г. ) Были также грузчики, они же кочегары и матросы, подготовленные механиком Норманом .

            Доставкой парохода в Семиречье занимался предприниматель Поль Гурдэ , человек с весьма интересной судьбой , прежде всего городской архитектор Верного. Он знал Европу и языки, поддерживал связь с бывшими земляками. Потому, его командировка была удачной. Из Англии груз шел морем в Петербург, по железной дороге на Урал, далее гужем до Иртыша, на барже до пристани Семипалатинска. И , наконец, на подводах будущий пароход добирался в Илийск. Здесь, с осени 1882 г. до весны 1883 г. велась сборка корпуса, паровой машины и монтаж оборудования.

           Впервые пароход сошел на воду 14 марта 1883 г. Ходил по р. Или между казачьим выселком Илийским и Старой Кульджой . Впервые навигация в Борохудзир началась 21 марта 1883 г. механиком Норманом . Груз составил 800 пудов хлеба : пшеницы, овса, зерновых культур . Шестой рейс благополучно возвратился с каменным углем с наклонной шахты Я.Поклевского в Кара -Кемире. Было совершено пробное плавание на озеро Балхаш. Однако, отсутствие паруса и весел не позволило выйти в шторм в акваторию 22 августа 1883 года. .

          Заметим , что навигация по р. Или закончилась неожиданно , без особых исторических упоминаний.  Будто и не было парохода или баржи во все времена. По былым разговорам , во время разыгравшейся бури на р. Или , судно было погублено , тем самым завершая смелое новаторское начинание в Семиречье. Кстати, остатки парохода , виесте с его владельцем купцом В.-А. Юлдашевым , сумел заснять в фотосюжете гидротехник Евг. Евг. Скорняков , изучавший Приилийскую долину в 1913 г. Вот так , мол, и закончилось дело «Юлдашев- Поклевский»

           В биографии Яна Поклевского, также заметим, что в январе 1884 г. семья Поклевского выехала в СПб., где он был назначен инженер- строителем Мургабского имения Великого Князя Николая Константиновича. В 1891 г. гидростроитель Поклевский завершил «... свои грандиозные работы по обводнению Мервского оазиса из р. Мургаб...». Однако, неожиданно и тяжело заболел на строительстве Султан- Бендской плотины и ушел на пенсию . Это было время встречи ирригатора Я. Поклевского с генералом А.Н. Куропаткиным, воспоминания о родном Туркестане, и книжный дар на память книги о Семиречье в «Библиотеку Куропаткина» .

     

     

    Иллюстрации:

    1.Открытие обелиска военному министру генералу Куропаткину .Торопец, 28 июля 2019 г.

    2.Подпись Яна Поклевского - Козелл в дар А.Н. Куропаткину

    3. Генерал Алексей Куропаткин

    4. Книга Я. Поклевского "Новый торговый путь от Иртыша в Верный и Кульджу"

     

    Категория: Казачество в Азии | Добавил: vladimir-semirec (20.08.2019)
    Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]