Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [28]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [20]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [27]
Летопись Заилийского края [31]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [10]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Помянем Алма-Атинский трамвай

    Сюжет из программы " Всё, кроме политики" , снятый к 60 -летию алма-атинского трамвая под Новый 1997 год редактором программы Станиславом Малоземовым, с участием Жени Сакеновой и Владимира Проскурина ( см. YouTube )

     

     

     

     

     

     

     

    Старая кляча  и электрический конь спешили друг против друга   

     

       

      

      Первый в истории города трамвай прошел кольцом «А» по улицам, ныне переименованным напрочь, Комсомольская, Уйгурская, Пастера, Карла Маркса в ночь с 5 на 6 ноября 1937 года , в предверии 20-летия Великой Октябрьской революции. Однако, официальной датой открытия трамвая стало 1 декабря. В этот торжественный день в истории электрического транспорта мастер Михаил Мешков включил масленик и стрелка вольтметра показала 6 тысяч — ток принял оборудование станции. Стрелка амперметра заколебалась, сделала скачок и первый трамвайный вагон пошел по линии , принятой кабелем треста «Трамвайстроя». Событие произрошло на пятачке улиц Гоголя и Уйгурской, где ныне разрушено до основания трамвайное депо Алматы. А в прошлом, между прочим, площадь звалась Коннозаводской! Не потому ли алма-атинский трамвай окрестили «элекрическим конем».

          В первой половине исторических суток трамвай перевез 15 тысяч пассажиров , а во второй, когда ажиотаж спал, было еще 5 тысяч. В основном, пионеров и школьников, аксакалов и ветеранов. Заметим, в 1937 году в Алма-Ате проживало 197 тысяч горожан, которые испытывали массу трудностей в связи с преобразованием города в столицу республики Казахстан. Не хватало водопровода, канализации, электричества. Маленькая ГЭС возведенная на р. Алматинка могла обслужить лишь небольшие предприятия города. Но большевистская мечта оседлать электрического коня была огромной в политике, экономике, быте .

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Трамвай в цвете Андрея Старкова будет былым, а не новым....

        

     

     

         

       Пролетарскую помощь оказал ленинградский завод «Севкабель». Первые десять трамвайных вагонов изготовлены на мытыщинском машиностроительном заводе. Естественно, в жанре того времени, без диверсий и вредительства на транспорте. Вагоны шли в сцепке со скорым поездом № 10 Москва- Алма-Ата. По сообщениям бдительных граждан, заполнивших статьями СМИ, три вагона прибыли только накануне праздника Сталинской конституции. Четвертый вагон какие-то нехорошие люди, промариновали две недели на станции Арысь. Но даже по прибытии на станцию Алма-Ата-1 один вагон « вредители социализма» ухитрились продержать еще сутки, не подавая его на Горветку ( т. е. аппендикс Турксиба, проложеный между станциями Алма-Ата-1 и Алма-Ата-2 ) .Доносы повлияли на судьбу наркома путей сообщения тов. Бакулина.

         Но были и радостные часы в ожидании пуска первого трамвая столицы. Правительство щедро одарило джигитов электрического коня , особо выделив большевиков-коммунистов. Среди них, стахановца Волобуева, бригадира электромонтажников Мешкова, укладчика балласта Абильдаева, электромонтера Ефременко, вагоновожатого Алпысбаева. Трест «Трамвайстрой» подготовил 61 работника -транспортника из числа казахского пролетариата, одновременно , желая избавить их от политической безграмотности.

          12 июня 1941 года было принято решение о пуске первого городского троллейбуса. Десять 52-х местных машин предлагалось приобрести на Ярославском заводе. Т.о. троллейбусы были пущены по линии от клуба-театра НКВД на улице Дзержинской, далее по проспектам Калинина и Ленина . Разрабатывалась остановка на Головном арыке , ныне площадь Абая. Были посланы в Москву первые водители-стажировщики. Но начавшаяся Отечественная война отодвинула планы до весны 1944 гогда. Первая троллейбусная линия была открыта от трамвайного депо до Парка культуры и отдыха .Этот день открытия пришелся на торжество Первомая 1944 года.

     

    На снимках: Перекресток ул. Комсомольской ( ныне Толе би) и бульвара Абая ( ныне Тулебаева ); на фото запечатлен бег старой клячи и электрического коня  по кольцу "А" , на восток  от  ул. ныне Байтурсынова;

     

    Движение уличного транспорта сведено на нет , - рассказывает на забытых путях Бируля  Алена,  подруга наших дней суровых

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    PS. А вот еще одна картинка развлекательного шоу 1000-летия ( или иного векового  срока) Алма-Аты. Мол, вот с историей фарс или сделка,  без стыда и совести аферная сценка! Трамвайный билет выданный в никуда всаднику без головы и культуры.  Фото А.В.Устиненко

     

     

     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: vladimir-semirec (04.01.2018)
    Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]