Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Историко-географические очерки

    Художник-архитектор Алексей Бенуа

    Один из искусснейших Бенуа

        

          Фридрихсгамский купеческий сын Алексей  Леонтьевич Бенуа родился в Северной Пальмире . Биографы определяют семью Бенуа франко-итальянским происхождением, другие франко- прусским, третьи ведут родословную прямо  из Германии. И приводят романтическую легенду о приключениях двух предприимчивых братьев, которые поступили на службу к российскому двору. Один- искуссным садовником, другой – отменным поваром. По документам  российское подданство и место метрдотеля при дворе Павла 1  принял Леди-Жюль ( Людвиг-Юлий) Бенуа. В его семье родилось восемнадцать детей;  выжило пять братьев  и шесть сестер.Сыновья были запечатлены на групповом портрете работы М.Скотти ( 1847 г.). На гравюрах не менее известных мастеров кисти узнаем портреты Людвига-Юлия Бенуа и его супруги, дочери лейб-медика двора Анне-Катерине Гроппе. Обрусевшие родители дали детям блестящее образование. Мальчики закончили немецкую школу Святого Петра и Павла в Петербурге. Из пяти сыновей Людвига ( Леонтия)  Бенуа, широкому читателю известен более или менее Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898  ) , известный российский архитектор, младший брат Л.Л. Бенуа (1801-1855 ) и дядя  героя нашего очерка Алексея Леонтьевича Бенуа .

          История  умалчивает, каким образом его племянник, получив в 1865 году блестящее образование и воспитание  в  стенах  Санкт-Петербургской  Академии художеств, отправился в далекий и необжитой Туркестанский край.  И  летом 1874 года занял скромное место младшего архитектора Сыр-Дарьинской строительно-дорожной комиссии. Правда,  вскоре подал прошение об отставке и занялся частной практикой.  Проектировал много, и объекты были самыми разнообразные, включая Дворец Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте и караулку для дорожного сторожа. 

          Его архитектурно-строительная  деятельность в Семиречье еще не изучена и  скрыта тайнами. Известно, что  Алексей Бенуа был  занят аранжировкой Казенного сада в Верном  , районной планировкой образцовой  крестьянской деревни  Казанско-Богородское  ( с. Узун-Агач), строительством  здесь  церкви , сельского  училища , домов переселенцев ( 1876 г., совместно с  П. Зенковым ).  В  Семиречье в 1875-77 годах  им впервые осуществлены противоселевые мероприятия , возведение дамб и укрепление берегов горных речек, зеленое и парковое строительство ,    проектирование и строительство городов и весей  Семиречья: мужская  гимназия в Верном  (  совместно  с  военным иженером С. Янчевским  и городским  архитектором П. Гурде ),  часовня   на братской   могиле  павших воинов в 1860 г. в Узунагачском деле.

          Также, как и другие архитекторы  работавшие в Туркестане, он сообщал постройкам разный стилистический облик. В 1878 году в проекте дома военного губернатора Сыр-Дарьинской области он применил формы классицизма, в проекте зданий лютеранских  кирх и  каплиц  в Ташкенте и Самарканде (1895-96 гг. )  использовал формы прибалтийской готики. Но особенно был привержен «псевдорусскому» стилю , применяя  деревянные  шатры  и открытые  терассы,  создавая постройки и проекты, отличавшиеся меньшей подражательностью и большей человечностью.

         Таковы его проекты  зданий  Учительской семинарии , городской думы Ташкента ( 1890  г., совместно с Е.П.Дубровиным) и шатровой церкви в Чиназе ( 1889-1905 гг.), церкви в селе Белые Воды. С большим вкусом он выполнил проект часовни на братской могиле русских , павших в 1864 году на Ак-Булаке ( с.Вревское) ,с зеленым шатром и терассой, окружавшей с трех сторон  кубический объем. Наиболее примечательным былы проекты павильонов Туркестанской промышленной  и сельскохозяйственной  выставки ( 1890 г.).  Входные ворота юбилейной выставки были выполнены в красном кирпиче , полотнища ворот и боковых калиток в дереве с обильной резьбой. Пристенные спаренные кованные фонари, тонкого рисунка, дополняли декоративный облик ворот, напоминавший сказочные иллюстрации.

         От ворот , в глубине широкой аллеи Ташкентского городского сада  , на зеленом холме, был поставлен зодчим  памятник русскому солдату работы М.О. Микешина .Это  простой, но выразительный  знак  героизму воину-освободителю, прошедшему тысячи  трудных верст по пустыням и горам Азии. Скульптура приподнята на прямоугольном пьедестале, заполнена мраморными досками, где  вытесаны названия и даты завоевания среднеазиатских городов. Великолепная пластика фигуры воина, связь с окружающим ландшафтом – все это придавало мемориальному сооружению достойное место в монументальном искусстве Русского Туркестана начала 20 –го столетия.

        Из жилых домов, запроектированных А.Л. Бенуа, заслуживает внимания  дом переводчика Амударьинского отдела Абдулгани Яушева в Петро-Александровске (1896 г., ныне Турткуль) и   жилая  усадьба К.А. Беньковского в Аулие-Ате ( 1899 г.) .В последнем  весьма рационально решена пространственная композиция с повышенным посередине объемом, в планировке четко разделены жилая и хозяйственная части дома .Архитектура особняка  с просторными летними терассами решена  в  изящных формах, монументальные элементы стен сочетаются с тонкими элементами карнизов и стоек терасс.

          Подчиняясь социальному и частному заказу  зодчий  претворял в жизнь свои проекты то в формах классицизма, то в восточном стиле. Он стремился к сочетанию кирпичных кладок с орнаментальным резным деревом, добиваясь в этом поразительного эффекта. Его небольшие по формату проекты были с изяществом прорисованы ,  выполнены акварелью в чистых, ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и наглядно свидетельствовали о том, что  к ним приложил руку большой художник.  Часто для масштаба он вводил на ватман изображения людей, прорисованных со  вкусом. В своем архитектурном творчестве  А.Л. Бенуа был в большей степени художник, чем строитель. К тому же он не обладал деловыми и организаторскими способностями. Потому его имя чаще встречается в соавторстве с другими, более предприимчивыми инженерами . Так было уготовано судьбой , что многие творения рук зодчего были погребены страшным Верненским землетрясением 1887 года.  Житейская неприспособленность, неустроенность и обездоленность присущи всему пребыванию Бенуа в Туркестане. « Свободный художник, не имеющий чина » Алексей Бенуа  тихо скончался   в начале прошлого века  в Закаспийском городке Красноводске.

    Полный текст читай: Проскурин В. Один из искусснейших Бенуа.//Дойче Альгемайне, 1992 г.,15 авг.= Один из искусснейших Бенуа. .- в кн.: Алма-Атинские дворики , 2009 г., cc. 170-174

    См.также: Нильсен В.А. Архитектор Алексей Леонтьевич Бенуа.//Архитектура и градостроительство Узбекистана, 1982 г., № 10

    Категория: Историко-географические очерки | Добавил: semirek (29.12.2011)
    Просмотров: 1148 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]