Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 2
    Пользователей: 1
    bernardfy4
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Нуртай Мустафаев .Семиречье: обустроить и ...разрушить ?

            Утраченные памятники

     

    Нуртай  Мустафаев .Семиречье: обустроить и ...разрушить ?

     

                     Творческий перекресток историка Нуртая Мустафаева  и краеведа Владимира Проскурина , на котором заочно ведется совместная заинтересованная беседа  об утраченных памятниках. Впрочем , нет. Разговор по выбранной теме шел по иному , врозь. Каждый пишет  что он слышит  . Мол, «...исторический роман сочинял я понемногу, пробиваясь, как в туман, от пролога  к эпилогу».

     

                  Алматы, Семиречье или Жетысу в целом – уникальный природный, ландшафтный, культурный регион. Сложившийся в незапамятные геологические эпохи, в историческое время бережно, кропотливо обустраивавшийся благодатный край. Сегодня природа и культура уникального региона стремительно утрачиваются. Сможем ли мы даже не порушить, а хотя бы сохранить обустроенный край?

    Наверное, далеко не все алмаатинцы сразу, навскидку назовут какие реки образуют Семиречье. Просто невнимательные, хотя все наглядно. Все знают фонтан Семиречье (Жетысу) в Алматы на ул. Тулебаева ниже пр. Абая. В основании композиции семь плит с надписями Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепсы, Баскан, Сарканд, символизирующие истоки рек семи рек, впадающих в озеро Балхаш. Символично и то, что улица Тулебаева ранее называлась Фонтанной.

             В чем уникальность Семиречья? В природе, климате, ландшафте. И, конечно же – в людях, окультуривших природу (культура – "вторая природа”). Природа – это заснеженные, покрытые вековыми тянь-шаньскими елями хребты Заилийского и Джунгарского Алатау, и Поющие барханы, и каньон Чарын, и реликтовая Ясеневая роща и многие другие неповторимые достопримечательности этого края. Культура – это и яблоневые сады апорта, дороги, арыки, театры, библиотеки, те же фонтаны, сам город-сад Алматы, все – что создано человеком.

              Почему именно Алматы, Семиречье являются "землей обетованной”? Ответ прост и очевиден. Причем, без крайностей географического детерминизма. Не надо забывать, что 70% территории Казахстана – пустыни, полупустыни с резко континентальным климатом, повседневными сильными ветрами, что еще более обостряет экстремальные для элементарного человеческого выживания условия: при сильном ветре мороз и жара губительнее многократно. Плюс к этому, крайний дефицит водных ресурсов – рек, просто речушек. Отсюда и "кочевая цивилизация казахов” на пространствах Казахстана, как метко озаглавлена книга Нурбулата Масанова. И во времена освоения целины, и поныне, Костанайская область как основная "житница” страны и другие, прилегающие зерновые регионы именовались и определяются как "зоны рискованного земледелия”. Все это верно для большей части территории Казахстана, но предгорья, горы Семиречья – другое дело. Иные ландшафт, более мягкий климат, обилие рек, речушек (только в Алматы – с десяток), озер.

              Богатые недра Казахстана начали открываться и разрабатываться, поначалу в небольших объемах, лишь в конце XIX – начале XX веков, с окончательным включением Казахстана в орбиту общероссийского рынка. 100-летие "нашего всё” - казахстанской нефтянки, начала эксплуатации месторождения Доссор праздновали совсем недавно, летом этого года. А индустриализация развернулась гораздо позже – в 1930-1940-е годы. В условиях традиционного общества, огромные аридные пространства с экстремальным для выживания, ведения хозяйства условиями территориями могли осваивать немногие, сформировавшие, освоившие уникальный тип взаимодействия с экосистемой. Не случайно Казахстан обладает огромной, 9-й в мире по площади территорией. К экстремальным для выживания экосистемам Евразии можно отнести и превосходящую по территории Казахстан Якутию (терр. – 3 103,2 тыс. км², нас. – 949 тыс. чел.), а также Монголию (терр. – 1 564 116 км², нас. – 2,7 млн. чел.). Огромные территории с немногочисленным населением обусловлены географическим фактором.

    Как обустраивали …

             Алматы как город берет начало с 1854 года, когда было основано военное укрепление Заилийское, вскоре переименованное в Верное, затем в город Верный. До этого, еще в средние века здесь были известны лишь небольшие поселения. Но зимовки, периодически возникавшие и исчезавшие небольшие фактории и город – разные по функциям и масштабам типы поселений. Поэтому, вполне закономерно, что в октябре 2004 года отмечалось 150-летие города Алматы.

             Интересные, ранее не известные документы времени освоения, обустройства края хранятся в Центральном госархиве РК, что на углу ул. Байсеитова и пр.Абая. О многих людях внесших вклад в обустройство города и края написано немало. Прежде всего, замечательным летописцем города и Семиречья, краеведом, историком Владимиром Проскуриным. Алмаатинцам даже по названиям одноименной улицы, рощи известны имена построившего Вознесенский кафедральный собор архитектора, основателя сейсмостойкого строительства в Верном Андрея Зенкова, устроителя известной рощи – "легких города”, Центрального парка города лесовода Эдуарда Баума.

    Что было важно уже на начальном этапе обустройства? Возделывать землю для процветания в буквальном смысле слова и дать людям возможность не только пребывать в поисках "хлеба насущного”, но и читать. О становлении садоводства, библиотек как очагов культуры – всего лишь два дела 1878 года, выявленные из сотен тысяч хранящихся в ЦГА РК. О зачинателе садоводства в Капальском уезде Иване Нечаеве и основателе частной библиотеки в г. Верном Иване Флегонтовиче Светоносове.

              Из рапорта начальника Капальского уезда майора Резанова военному губернатору Семиреченской области (ЦГА РК, ф.44, оп.1, д.176, л.1): "С 1865 года у казака Капальской станицы Нечаева существует в 12 верстах от Капала пасека и пчеловодство развито до возможного состояния с устройством весьма порядочного сада, состоящего из фруктовых деревьев как то: яблоней, урюку, персиков, черных слив, груш и приносящих уже плоды. Кроме этого в имеется в саду много кустарниковых растений: крыжовнику, смородины и малины и рассажено более 1 000 простых деревьев, в том числе порядочное количество тута.

            Во всем хозяйстве, вообще, Нечаева, и, в особенности по разведению садоводства видны забота и преданность делу, почему я считаю долгом ходатайствовать пред Вашим Превосходительством о поощрении Нечаева наградою для того, чтобы она побудила его усерднее еще заниматься садоводством и послужила бы примером для других”.

               В  деле имеется ведомость с реестром всех культур возделываемых Нечаевым, включая миндаль, орешник грецкий, шелковичник, боярышник и т.д. Как видно из рапорта власти поощряли развитие садоводства. Явный контраст с равнодушием властей в 2000-е годы, особенно в период строительного бума, когда были вырублены известные яблоневые сады апорта на участке от поворота до Моста вдоль трассы до Медео. Виллы, коттеджи победили символ города Алматы. Ныне знаменитый алматинской апорт, по сути, утрачен.  

      Определение культуры сотни.

                Всем известно емкое научное определение культуры как механизма адаптации человека к окружающей внешней природной и социальной среде. Но видимо не случайно, изначально слово имело вполне конкретное значение от лат. cultura – возделывание, обрабатывание. Да и сейчас все продукты, которые мы потребляем – те или иные злаковые, плодовые и иные, в частности мясные, все это культуры: охота и собирательство в далеком прошлом, теряются в дебрях тысячелетий.

    Куда могли пойти горожане полтора века назад? Разве что в парк, но для большинства была одна дорога – в кабак. В последней четверти XIX века в г. Верном практически мало было мест, где можно было почитать или взять на дом книгу. А ведь это было время "золотого века” литературы.

               Известный краевед В.Проскурин в одном из своих очерков открыл алматинцам имя верненского предпринимателя 1880-х годов Ивана Флегонтовича Светоносова. В очерке "Чайханщик Светоносов” отмечает, что купец был не только крупнейшим поставщиком чая: "Предприниматель Светоносов, имея тесные контакты с производителями чая в Китае, остался в доброй памяти купечества и участием в написании в 1882 году толкового торгово-промышленного русско-китайского словаря” (см.: Проскурин В. Чайханщик Светоносов - В кн.: Алма-Атинские дворики,  Алматы , 2009 г., сс. 307-308 // http://vernoye-almaty.kz/a-z/ch1.shtml).

            Но Иван Светоносов был не только предпринимателем. В Центральном госархиве наткнулся на документ, открывающий новые, ранее неизвестные страницы биографии верненского чайного торговца. Когда Иван Светоносов прибыл в 1876 году в Верный, и был всего лишь приказчиком (старшим продавцом) купца Медведева, то начинал он с открытия первой частной библиотеки в городе.

    В заявлении Светоносова об открытии библиотеки на имя главы города читаем (ЦГА РК, ф.44, оп.1, д.302, л.2): "В виду существенной потребности в чтении книг русской и иностранной в переводе литературы для публик г.Верного, я желаю открыть библиотеку для выдачи книг желающим – на дом; а потому извещая Вас, Ваше высокоблагородие прошу разрешить открыть таковую. Верный, июня 12 дня 1878 г. Ив. Светоносов”.

              Библиотека открывалась в доме купца Медведева, поскольку Светоносов тогда не имел ни кола ни двора. К заявлению прилагались другие документы – правила и каталог книг учреждаемой библиотеки, рапорт главы города военному губернатору Семиреченской области. Примечателен каталог (список) книг Светоносова, составивший фонд библиотеки. Всего – 752 названия, причем значительная часть из списка – книги в нескольких томах и собрания сочинений. Жанры и уровень самый разнообразный. Здесь и "Дело под №113” Габорио 1868 г., "Адская женщина” Габорио 1875 г., "Матильда. Записки молодой женщины” Эженя Сю 1846 г., "Похождения мазурика” Вокленда 1862 г., "Любовники убийцы” Адольфа Бело 1875 г., "Записки горничной” А.И.Крашенниникова 1865 г., "Петербургские вертепы и притоны” Н.Некрасова 1874 г., и много другого развлекательного чтива в том же духе. Хотя и минуло полтора столетия, но мало что изменилось в предпочтениях публики. Очень напоминает названия книг, заполнивших ныне полки наших книжных магазинов.

           Хотя, далеко не только эти книги составили фонд библиотеки. В каталоге библиотеки Светоносова представлено все лучшее из ставшей позже классики: "Полное собрание сочинений” Н.В.Гоголя 1873 г. изд., "Подросток” Ф.М.Достоевского, "Дворянское гнездо” И.С.Тургенева 1859 г., "Анна Каренина” графа Л.Толстого, "Полное собрание сочинений” А.С.Пушкина 1869 г., почти все романы Фенимора Купера, Жюля Верна, Александра Дюма.

           Весьма примечательно, что начинающий верненский предприниматель имел столь обширную библиотеку и начинал свою деятельность на ниве приобщения горожан к литературе. Что также явно контрастирует с безразличием бизнесменов наших дней к продвижению культуры.

    Что имеем – не храним, потерявши – плачем

              Устойчивое словосочетание, поговорка актуальное сегодня в плане даже не дальнейшего обустройства, но и просто сохранения природной и культурной инфраструктуры. Истинная ценность чего-либо выясняется, когда этого лишаешься.

              Алматы – один из самых зеленых городов мира. В масштабах страны, региона – жемчужина Семиречья. Благодаря кропотливому труду прежних поколений горожан, да и вниманию властей второй полвины XIX и XX века поселение стало городом-садом с проложенными по всем, даже маленьким улочкам, арыками. Чего нет, практически, ни в одном городе мира. Когда Алматы славился апортом, бывшим тогда символом города и яблоневыми урочищами, садами, давшими название топониму. Но тот облик города стремительно утрачивается под натиском строительства. Яблоневые сады вдоль трассы на Медео в верхней части города и яблоневые сады за развилкой в сторону бывшего колхоза "Луч Востока в нижней части города вырублены.

             Наступление элитного жилья на сады, уникальные посадки захватило даже территории ЦДС "Атакент”, Центрального парка культуры и отдыха, Ботанического сада. Вдоль трассы в радиусе 30 км от Алматы ушлыми предпринимателями спешно вырубаются деревья, лесопосадки под СТО, автозаправки, жилые комплексы и др. объекты. Плюс ко всему прошедшие 17 мая и 27 июня в Алматы и его окрестностях ураганы нанесли страшный ущерб вековым тянь-шаньским елям на участке от Бутаковки до Медео. Последствия – как после ядерного удара или падения Тунгусского метеорита. Гора Мохнатка стала "лысой”. Эксперты утверждают, что естественного восстановления леса потребуется 150 лет! Те же эксперты полагают, что "климат в этом регионе становится субтропическим с яркими характерными чертами - душным летом с мощными ливневыми дождями и штормовыми ветрами, а также короткой зимой с лужами и обильным мокрым снегопадом”, грядут частые смерчи наподобие американских (см.: Ученый пообещал Алматы регулярные ураганы // http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/194561/).

             Что необходимо безотлагательно предпринять? Надо срочно принимать природоохранные законодательные акты, резко ужесточающие вырубку деревьев в окрестностях Алматы, причем не только в природоохранной зоне – заповедниках и т.д., обязать высаживать близ объектов в тех же зонах кратное количество деревьев тех же пород. Городскому и областному маслихатам необходимо жестко контролировать стихийную, либо под видом сомнительных разрешительных документов, вырубку деревьев. Пора бы и власть применить. Человек тем и отличается от животных, что придерживается и определенной системы запретов. Если не приумножать, то хотя бы – не разрушать обустроенное прежними поколениями. "Культура начинается с запретов” - отмечал в свое время известный исследователь культуры Юрий Лотман.

     

    Нуртай  Мустафаев, ZONA.kz ,интернет-газета,  27 авг.  2011 г.

     

     

     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: semirek (08.12.2011)
    Просмотров: 1666 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]