Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 2
    Пользователей: 1
    AnnaLaNetHA
    Главная » Статьи » Историко-географические очерки

    На реке Неве рыцарские залы

      Владимир Проскурин . На реке Неве рыцарские залы .

    К 250-летию Эрмитажа    

           Шедевры прусских и саксонских коллекционеров Гоцковского и Брюлля  составили достояние  Эрмитажа — одного  из старейших и крупнейших художественных  и историко-культурных музеев России. В создании картинной галереи Эрмитажа сыграли выдающуюся роль комиссионеры. Среди них было немало известных людей – дипломат князь Дмитрий Алексеевич Голицын, энциклопедист Дидро, барон Мельхиор Гримм, скульптор Фальконе.

          В этом году  музейный комплекс , в составе известного Зимнего дворца, его филиалов в Выборге, Омске и Казани,  празднует 250-летие. Что логично, ведь и возник он благодаря Екатерине Великой, императрице российской. Днем рождения Эрмитажа считается 7 декабря — День ангела, именины Екатерины. В год юбилея Эрмитажа  день объявлен  свободным, бесплатным, широким доступом в музей для всего населения Северной Пальмиры, России , городов и соседних стран.

          За два с половиной столетия он прошел путь от императорского дворца до государственного хранилища художественных ценностей, которое сегодня насчитывает около трех миллионов  экспонатов. Все это памятники мировой культуры: от каменного покрытого туманом  века до наших современных  дней. Эрмитаж начинал просветительскую деятельность в специальном дворцовом флигеле (в переводе с французского "ermitage" — это место уединения, келья, приют отшельника), где в 1764 году Екатерина разместила свои первые приобретения, которые и положили начало ее коллекции произведений искусства. Правда, предназначены они тогда были для личного пользования, вернее, для узкого круга приближенных к царственной особе.

         Первые 225  полотен попали к ней из частного собрания живописи берлинца Йоханна - Эрнста Гоцковского  (1720 -1775) — прусского дворянина, коммерсанта и фабриканта, основателя шелковых тканей и фарфоровых изделий, мецената и  ценителя литературы и  искусств. Полотна из Берлина были переданы русской царице в счет уплаты военного долга.

    В 1756 году Пруссия вступила в Семилетнюю войну, в ходе которой понесла большие потери, казна была опустошена. В 1760 году Берлин был занят русскими войсками, выступавшими на стороне антипрусской коалиции. Изнурительная война закончилась в 1763 году необходимым для всех участников конфликта миром.

             В 1755 году берлинский фабрикант  И.-Э.Гоцковский получил от прусского короля поручение составить для него коллекцию картин старых мастеров. Через своих агентов в Европе он приобрел свыше 300 полотен. Однако Фридрих выкупил лишь некоторые из них, отказавшись от приобретения всей коллекции из-за сложных финансовых обстоятельств, большие потери, казна была опустошена. В том же году Гоцковский, неудачно вложивший средства в покупку хлебных магазинов, оставленных русской армией в Берлине, предложил русской императрице передать в зачет части своего долга собранную им для Фридриха коллекцию. Екатерина быстро согласилась, оценив возможность став обладательницей картин, предназначавшихся ее политическому сопернику, показать себя монархиней просвещенной и подчеркнуть прочность финансового положения России.

          Переговоры о составе и оценке коллекции Гоцковского  вел посол России в Пруссии  князь Владимир Долгорукий. Преимущественно это были произведения фламандских и голландских художников, с включением ряда работ итальянских мастеров. 11 февраля 1764 года указ о принятии собрания Гоцковского был подписан, и летом картины прибыли в Зимний дворец. Коллекция стала основой дворцового собрания, позднее вошедшего в состав императорского Эрмитажа.Среди них были работы таких мастеров, как Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Халс, Хендрик ван Бален и другие шедевры мира .Многие из этих картин и сегодня украшают стены залов Эрмитажа, говорит главный научный сотрудник музея  Ирина Соколова: "Это действительно великолепная подборка. В Эрмитаже представлены, за исключением Йоханнеса Вермеера Дельфтского, или, может быть, еще одного-двух мастеров, практически все художники Голландии XVII века. Причем, представлены многие из них многочисленными работами, очень важными, которые занимают в истории искусств значительное место. И в настоящий момент эта коллекция располагается в шести залах в анфиладе Нового Эрмитажа, а также частично в Петровской галерее, которая со временем полностью будет занята голландскими картинами. Таким образом, вся блестящая, поистине первоклассная коллекция голландской живописи станет доступна для обозрения".

           В 1769 году в Дрездене для российской императрицы была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля. В ней было около шестисот картин. В их числе пейзаж Тициана "Бегство в Египет", виды Дрездена и Пирны кисти Бернардо Беллотто. Но "лицо" созданной картинной галереи во многом определило собрание живописи барона Кроза, которое Екатерина купила в Париже в 1772 году. Здесь преобладали полотна итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII веков: "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорждоне, "Даная" Тициана и новые картины Рембрандта, Рубенса, ван Дейка…

            Просвещенная монархиня Екатерина Великая в литературе и искусстве не скупилась. Она понимала, что величие державы зависит не только от ее военной и экономической мощи, но и от культурного развития — просвещения народа и процветания искусств. И пусть на начальном этапе интерес императрицы к собирательству был продиктован модой того времени, царившей в европейских монарших домах, в ней и самой кипела эта страсть. Эрмитаж появился благодаря складу ее ума, благодаря характеру Екатерины, уверен российский историк Александр Каменский: "Екатерина хотела находиться в струе этой моды, но при этом она была неравнодушна к живописи, к произведениям искусства. Ей самой это нравилось, отвечало ее духовным, эстетическим запросам. Екатерина мечтала о том, чтобы Россия была передовой страной, передовой европейской державой, в том числе, и в культурном отношении. И она для этого много делала — не только в части собирания и создания Эрмитажа, но и по очень многим другим направлениям. Это касалось и просвещения в целом, и создания в России системы школьного образования. Ведь Екатерина – основательница не только Эрмитажа, но и публичной библиотеки в Петербурге. Поэтому это, безусловно, входило в ее представление о будущем России".

          

     

     

     

     

     

    Коллекция Екатерины разрасталась так быстро, что очень скоро дворцового флигеля стало не хватать. Комнаты-«эрмитажи», украшенные художественными произведениями, имелись во дворцах Елизаветы Петровны.  Так по ее велению в 1771 году началось строительство Большого Эрмитажа. Состав коллекции отражал художественные вкусы времени ее формирования. Развешенные по декоративному принципу шедевры ведущих мастеров фламандской школы, произведения Рембрандта и «малых» голландцев, картины итальянских художников XVI-XVII вв. располагались в Северном павильоне и галереях Малого Эрмитажа, в фойе эрмитажного театра, в трех залах, смежных с галереей Лоджий Рафаэля и в залах второго этажа Большого Эрмитажа. И только тогда историческое (изначальное) здание музея получило в название приставку "малый". Вместе с Зимним дворцом эрмитажные постройки екатерининского времени составили единый архитектурный ансамбль, который был завершен в правление внука Екатерины императора Николая I возведением музейного здания Новый Эрмитаж.

         Однако, первый «Эрмитаж» - парковый павильон для уединения - появился в России при Петре I в его летней загородной резиденции Петергофе.  Уже в середине XIX века собрание стало столь велико, что потребовались новые площади. Так в 1852 году появился Императорский Эрмитаж, который впервые открыл двери для широкой публики.

    Иллюстрация

    1. Портрет  Йоханна-Эрнста Гоцковского, основателя берлинского фарфора и владельца собрания живописи, положившего основанию Эрмитажа. 
    2. В  залах Эрмитажа

    См. Проскурин В.Н. На реке Неве рыцарские залы // Дойче альгемайне цайтунг, 12 дек. 2014 г.  http://deutsche-allgemeine-zeitung.de/ru/content/view/2539/68/

    Категория: Историко-географические очерки | Добавил: semirek (12.12.2014)
    Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]