Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 5
    Пользователей: 3
    RobertRego, CharlesJela, Samueltam
    Главная » Статьи » Летопись Заилийского края

    Картинки туманного прошлого

    Картинки туманного прошлого

     

        Cтарое , доброе кино Алма-Аты. В будке механика уже оживление, проектор  недовольно ворчит, успокаивается и мерно себе стрекочет. В зрительном зале наконец наведен относительный порядок. Все замирает в ожидании  неясного . Неожиданно приходит в движение экран, яркий луч высвечивает картинки, лица, образы, события. Зритель удобно втягивается в кресло и с ним начинаются превращения - сопричастие кинодействия...

          Первое здание  кинотеатра « ХХ век » было возведено 14 января 1911 года на перекрестке улиц Пушкинской и Гоголевской. Частный «электротеатр» предпринимателя А.Р. Сейфуллина , его постоянные демонстрации фильмов начались с осени,  в связи с постигшем город землетрясением.Между прочим, освещение в городе появилось благодаря электростанции кино, когда  в дни 300-летнего юбилея Дома Романовых была осуществлена подсветка Собора в Пушкинском саду. Перед тем, загорелись для детворы  первые  восемь электрических лампочек на Рождественской елке... 


          Кинозал был оборудован первой в истории города электростанцией, динамо- машиной английской системы «Петер» в 14 лошадиных сил.  Интерьер кинотеатра исполненный художником Н.Г. Прусиновским внушал зрителю спокойствие и торжественность. В фойе публику  встречал  музыкальный автомат «Симфониум», который извлекал звуки модных эстрадных песенок. В зале располагались ложи на четыре персоны и четыре ряда кресел. Нижние чины,солдатики или казаки,занимали обыкновенно скамейки перед сценой. В глубине ее обрамленной декорацией леса находился экран. В феврале 1918 года пожар уничтожил здание «ХХ века». На этот раз пожар расценили сабботаж делу революции и начался «красный террор» большевиков с инакомыслящими  на улицах Верного. ..

          Кино Туркестана обязано  некоему  физику К.О.Краузе , который через призму « волшебного фонаря » 25 января 1900 года познакомил публику с « грандиозными движущими туманными картинами , оживленными посредством синематографа братьев Люмьер». Реклама  представляла  первое представление как  « Сенсационные иллюзии американского биографа».


    Волшебный фонарь - (лат. Laterna magica) -  дедушка современных кинопроекторов, одна из первых попыток человека получить власть над светом имел достаточно простое устройство. Деревянный или металлический корпус с отверстием. Внутри корпуса помещался источник света: свеча или лампада, а много позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла проецировались через оптическую систему и отверстие в корпусе. История применения волшебного фонаря это - череда открытий и изобретений, с помощью которых сегодня стало возможным контролировать эмоции миллионов людей по всему земному шару, получить доступ к тайне восприятия окружающего мира , творить свои собственные ни на что не похожие реальности. Первое упоминание о волшебном фонаре встречается в восточных манускриптах. Поэтичное название «Труба заставляющая появляться фантазии» характеризует «созерцательный» тип культуры. Проекция слайдов ассоциируется с мимолетным видением, которое удалось запечатлеть на некоторое время. Омар Хайям посвятит этому устройству следующее четверостишие:
    Этот мир — эти горы, долины, моря-
    как волшебный фонарь, словно лампа-заря.
    Жизнь твоя на стекло нанесенный рисунок
    неподвижно застывший внутри фонаря...

         Верненскую публику ожидали «фантазировать  сквозь трубу»  туманные картинки окружающего мира:  дремлющего удава или  свирепого  тигра, ожидающих  жертву,  Или наивную  русалку , пойманную арабами в Красном море .Вниманию мужчин, но  за дополнительную плату,  предлагались сорок видов красоток в «натуральном виде» :  господам офицерам поглядеть на  сие зрелище  разрешалось бесплатно, а нижним чинам - вдвое ниже платы. Женщины и подростки до 16 лет к просмотру  подобных  программ не допускались. Высоконравственные афишы предупреждали : « Ввиду реальности изображения жизни в пьесе, просят барышень и детей не приводить ».

         Кинематограф Верного представляли увеселительные заведения   с  подобающими времени  названиями – « волшебный фонарь  « Марс » на проспекте Колпаковского, « электротеатр «ХХ век » на улице Гоголя , учебный диапроектор в народном доме  имени Николая Второго , что в Пушкинском саду.  Для демонстрации на экране различных изображений использовали огромные стеклянные пластины-диапозитивы рисованные вручную ( кстати , электричество стало появляться в Верном  с 1913 года, но название «электротеатр»  бытовало с начала века ).  «Волшебный фонарь» рассказывал горожанам о таких явлениях и событиях, которые для провинции были в диковинку: виды городов России и Европы,  невероятные полеты аэропланов или стремительный бег поезда. Благотворное воздействие кино оценил военный писатель П.Н.Краснов, в бытность его службы в  Семиречье .  Он писал в повести «Кинематограф»,  что пора на экране отобразить самобытную культуру края , его достопримечательности, памятники природы, замечательных людей , в противовес засилью на экране вестернам с обязательными приключениями индейцев.

            27 января 1908 г. открыт епархиальный народный дом имени императора Николая Второго . Возможно, строил здание военный инженер А.П.Зенков, соавтор новостройки Вознесенского собора.


        В нардоме образованы отделы: религиозно-нравственный, народного здравия и трезвости, истории и  географии, сельского хозяйства и природоведения .  В епархиальном доме , также,  расположился миссионерский  Туркестанский училищный Совет и Казанско-Богородичное просветительское об-во.  В епархиальном  доме поставлен проекционный фонарь , где шли «Драма на море», «Маневры в горах», «Наказанная шпионка». Кинематограф установила Евгения Колпаковская, дочь прокурора  И.А. Колпаковского.

          Управляющий всеми увеселительными заведениями Верного И.И.Хойцев (с 1915 г. ) оборудовал  киноустановками  все крупнейшие залы города. В том числе «Прогресс»  ( с годами "Спартак" и  «Алма-Ата» ) в помещении  бывшего епархиального нардома.


    Кинотеатр не только был переименован, но и перестроен в духе «пролетарского конструктивизма». Однако, однажды разрушен в пожаре ( характерное явление города Алма-Аты в отношении памятников истории и культуры). На месте пожарища установлен мем. знак , но к иному событию. Здесь,  в конце 20-х гг.   был  партийный клуб имени Троцкого , где в годы ревоюции и гражданской войны проходили общественно-политические мероприятия Семиречья.

          И.Х.Хойцев новый хозяин черно-белого кино  оборудовал  киноустановками  все крупнейшие залы города.  - « Орион»  (переименованное в «Авиакино» , затем  в « Алатау », бывшее Коммерческом собрание на углу улиц Советской и Карла-Маркса ). Репертуар верненского кино включал  до двух-трех процентов исторических и научно-популярных фильмов. Чуть больше того зрители интересовались  лентами на прозводственную тематику,  о природе и политике  .А вот двадцать процентов составляли любимые водевили. И более  всего привлекала  драма и трагикомедия  – все шестьдясят процентов верненского репертура. В кинотеатрах  перед Первой мировой войной шли французские и итальянские «ужастики» , скандинавские «смешилки» ;  обязательно киножурнал «Пате», еженедельная  хроника, серия приключенченских  лент под общим названием «Макс Линдер» . Верненский зритель по нескольку раз ходил на  мелодраму «Сонька –золотая ручка», «За каждую слезу по капле крови»  или «Цыганка Аза». Фильмы по мотивам литературных произведений шли  под  чудным  названием... «боевики». Например, «Накануне» по И.Тургеневу – для той поры боевик.

       

          15 октября 1925 года была образована Джетысуская секция «Востоккино»  и Алма-Ата становится центром не только проката, но и производства фильмов. Были сняты документальные киноленты «Джайляу » ( 1926 г.)  « Алма-Ата и ее окрестности», « Прибытие первого поезда в Алма-Ату », « Колхоз «Луч востока» ( 1936 г. , реж. В. Стардин ) . 



          В 1933 году создается база треста « Союзхроника » и на экраны выходит киножурнал « Советский Казахстан», дневник нашей жизни в двадцатом столетии. Оператор С . Масленников снял хроникальный фильм о первом восхождении алма-атинцев в 1936 году  на пик Хантенгри  .  В июне 1928 года  в нашем городе снимался первый художественный фильм «Мятеж» по  роману Д.А.Фурманова , годом позднее - « Турксиб» В 19З4 году в кинотеатре « Алатау » прошел первый звуковой фильм « Путевка в жизнь». С началом войны Алма-Атинская киностудия была объединена с эвакуированными цехами Киева, «Мосфильма» , «Ленфильма» и получила новое звучание- Центральная объединенная киностудия . Или в духе социалистического времени , лаконичное и цокующеее ЦОКС. Тыловую Алма-Ату тех  лихолетий называли  « Советским Голливудом».

        За последние столетие  зритель увидел и попереживал  многое. И не только классичесие образчики  непотопляемого Чапая, короля джунглей Тарзана,  или  пограничника Карацупы с  его верным псом , отлавливающих от Карпат и до Курил  врагов  Отечества. Вспомним « Джут», «Тайны Кара-Тау», «Вражьи тропы»,  по которым в 20-30-е  годы крадется отважный  следопыт ,  актер Хаким Даулетбеков, вспомним  « Транссибирский экспресс » 70 –х годов , в котором мчатся  с актерами « Мосфильма » Асанали Ашимов, Амина Умурзакова , Любовь Демази ,  наши родные алма-атинские лица.


        Старое кино трудно персонифицировать , слишком много было доморощенных  популярных артистов  кино. Пример тому, великолепная комедия « Наш милый доктор» (1958 г., режиссер Шакен Айманов )  , где  узнаваемыми и близкими стали наши соседи по двору и подъезду дома  Померанцев, Кожамкулов,  Попов,  Диордиев , Серкебаев , сам Айманов,  весь творческий коллектив актеров, режиссеров , операторов «Казахфильма» .

        


         Город не однажды становился сценой, где разворачивались сюжеты будущих художественных и документальных фильмов. В массивном  верненском доме,  что у Пугасова моста, , вдруг ожила на месяц-два всамделешная  казачья  жизнь. Снимали фильм « Конец атамана » ( 1971г. , режиссер Шакен Айманов ). Артисты , взращенные в хоре семиреченских казаков  Б.Орлова и В.Пироговой, лихо крутили перед камерой успехи советской контразведки по обезвреживанию  классового врага в Семиречье. В урочище Медеу, где на крутых утесах оттачивали мастерство альпинисты,  « Казахфильм» поставил детский  фильм « Крылатый подарок » ( 1956 г., режиссеры А. Слободник и Э.Файк ). Мальчишек, желающих попасть в кинодейство, отлавливали на улицах и без пробы отправляли  в кадр. Были такие счастливчики и с нашей улицы детства .

           В  отсутствии других форм развлечения населения, кинематограф  был подлинно массовой отдушиной от серой действительности. Героям кино  подражали  в моде,  в  манерах,  в  поведении .И не только «Тимуру и его команде» .После просмотра в стареньком ТЮЗе весьма популярного «Тарзана» среди пацанов  началась повальная болезнь  лазания по деревьям, преодоления препятствий, скажем , водоемов, с помощью « тарзанки»  Считалось « не слабо»  взобраться на карагач, и , перепрыгивая с ветку на ветку,  «пройтись» по улице   верхушками  деревьев   В послевоенную пору появились в кинотеатрах  трофейные фильмы. Обычно, они шли  без перевода. Смысл происходившего на экране излагали  каждый на свой лад и популярные мелодии, да и сами кинокартины, становились более доступнее . Запомнились « Девушка моей мечты», с несравненной Марикой Рокк,  «Петер»,  с   полюбившейся Франческа Гааль, « Серенада солнечной долины » с обворожительной Диной Дурбин.  Помещением для кинотеатров служило все что могло  называться помещением , даже наши школы. Где между классами  была особая ,  раздвижная стенка , превращающая  место занятий в кинозал .Или соседняя «пожарка»,  где днем мы испытавали друг друга на каланче, взбираясь по развешенным для просушки шлангам, а вечером, рядом с брандмейстерами , внимательно следили за игрой любимых актеров.

          Популярность кино вызывала дефицит разносчиков кинофильмов по «точкам». Но на помощь прокату приходили  добровольцы, местные пацаны. Они же решили и другую проблему советского кино, каким образом лишить удовольствия зрителя эротических сцен в «трофейных» фильмах. Пацаны нелегально вырезали  запрещенные кадры,   а  работники бдительных  инстанций делали вид , что ничего не происходит.  В любой подворотне находились ножницы , и вожделенный кадрик с полуобнаженной, купающейся Марикой Рокк, становился предметом уникальной мальчишеской  коллекции. За такой удачный «кадрик» можно было обменять  двадцать  менее недозволенных нравственностью картинок. Тем временем  поступивший в прокат зарубежный фильм, пройдя через руки юных, предприимчивых  «коллекционеров», сам  освобождался от кадров чуждых советской морали .

    Лит.: Проскурин В.Н . Волшебный фонарь Верного.// Вечерняя Алма-Ата, 1979, 18 авг.  =его же. Картинки туманного прошлого .- в кн.: Алма-Атинские дворики,2009, с. 125-135

     

    Категория: Летопись Заилийского края | Добавил: semirek (08.02.2012)
    Просмотров: 1771 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]