Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Игра в тысячу

    Город в ожерелье мифов и легенд .

    Интервью "Новой газеты-Казахстан" от 24 марта 2016 г. журналиста В. Половинко и краеведа В. Проскурина по поводу  предстоящего торжества 1000-летия Алматы

         Споры о том, сколько лет Алма-Ате – около ста пятидесяти или все-таки целая тысяча – идут давно, но в 2016 году они поднялись на новый уровень. К сторонникам более древнего возраста города примкнул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который поручил в свой недавний приезд в южную столицу устроить праздник для простого народа. «За счет города надо восстановить арычные системы и очистить город, озеленить. Хватит улучшать и без того улучшенные районы. Направьте средства на улучшение жизни бедного и среднего класса», – так видит подарок городу Назарбаев. В начале марта был утвержден и логотип праздника – так называемое «яблочное солнце»: это картинка с яблоком как символом города, которое стоит на горах, образующих руническим написанием цифру «1000». Внизу написано слово «Almaty», которое не только отсылает к латинскому написанию, но и к названию древнего поселения Алмату, которое якобы находилось в Средние века на территории Великого Шелкового пути.

      

        Нюанс в том, что у этой теории есть слабые места, которые никто никак не объясняет. Например, почему 1000 лет отмечается именно сейчас: получается, есть доказательства, что Алмату был основан в 1016 году (в некоторых статьях вообще говорится об отсылке чуть ли не к временам до нашей эры)? Можно ли приписывать себе родство с наиболее древними представителями здешних мест при отсутствии железобетонных доказательств? И почему многим так хочется продлить свое прошлое, при этом совершенно не думая о будущем?

         «Новая газета» – Казахстан» в поисках ответов на эти и другие вопросы связалась с известным алма-атинским краеведом Владимиром ПРОСКУРИНЫМ, живущим последние годы в Берлине. Перешагнувший 70-летний рубеж краевед по-прежнему бодр и внимательно следит за происходящим в его родной Алма-Ате.
    – В этом году с новой силой и на самом верху инициирован разговор о том, что Алма-Ате на самом деле 1000 лет. Какой, по-вашему, логикой руководствовались современные историки, ставя эту дату? Почему именно 1000 лет? Почему не 500? Не 1500?
    – «Испорченный телефон» – это когда непроизвольно или намеренно искажается информация при пересказе текста, событий и так далее. Скажем, Верный- Алма-Ата- Алматы, занимательная славянско-тюркская топонимика. Фраза рожденная в невероятных умах филологов, географов, историков. Сегодня - Бог знает кого или чего среди этнографов и археологов. 

         Мнение современных казахстанских ученых  однозначно, обязательно, бесповоротно, так как идеология однобока, лукава, ошибочна и стала унизительным явлением в обществе. Например, степная аберрация доктора исторических наук Набижана Мухаметхан-улы: «…Мы должны измерять нашу историю не 70-летним и не 100-летним, и не 500-летним периодами, а тысячелетиями», – это автодиктат. В государственном музее Алма-Аты вот уже не один год авантюрно хранится тысячелетняя история южной столицы Казахстана.  

          Историки с чувством автофилии рассуждают: «…Решение о переименовании Верного в Алма-Ату возникло не на пустом месте. …На месте крепости Верного некогда располагались поселения, которые разрослись в небольшие города. Одно из них называли Алмату. В XVI в. после нашествия джунгар на месте древнего города остался лишь небольшой поселок...». Или вот еще беспрецедентная сентенция: «…Узнав всю хронологию зарождения города и этапы развития его, только тогда можно говорить о названиях Алма-Ата или Алматы», – считает заведующая отделом музея «История города Алматы» Гульмира Билялова. Или следующая абстракция ее коллеги Шары Боздаковой: «…Чтобы не потерять свои земли, именно старейшины этого региона обратились в российское подданство, чтобы их приняли под свое крыло, чтобы оградить свои границы от Кокандского ханства». Аморфно вторят ученым представители СМИ и интернет-ресурсов, создавая Страну Абракадабру. Я  думаю, что все-таки  демонстрация волка в овечьей шкуре , конечно, хуже, чем могло бы быть. Потому прискорбно  наблюдать, как огромное  количество человеков , - объединенных неизвестно чем,  поклонением тому, чего они не понимают и в принципе не знают,  и знать не могут, - вдруг объявляют себя, скажем так, сторонниками непонятного для них явления, события., праздника 1000-летия Алматы .

          Всякое государство и всякий народ неизбежно создают легенды о самом себе. Так получается даже против собственной воли: события истории истолковываются так, как их хотелось увидеть. Желание подтвердить верность своих представлений о мире, своих предрассудков оказывается сильнее фактов. «Испорченный телефон» исторической памяти отодвигает одно, высвечивает другое, напрочь забывает третье, придумывает четвертое.
    – На что рассчитывают адепты 1000-летия Алма-Аты? Вокруг немало специалистов, которые заявляют, что это сомнительно с исторической точки зрения.
    – Человеческая фантазия или глупость не имеет границ. Случилось крестное осенение после коллективного прочтения и обсуждения Закона «Об охране памятников истории и культуры», инструкций, положения и прочего бумаготворчества о прямом использовании местного и республиканского, коммунального или частного наследия. Вооруженные справкой-аттестатом памятникоохранной деятельности, некоторые из «историков» на замысловатых сайтах размещают высоконаучные труды типа «Алматы: древний, средневековый, колониальный, советский».
    – Принято делить историческое развитие той или иной местности на эпохи – как в политике, так и, например, в архитектуре. Отсюда сталинки, хрущевки и так далее. Вы бы как, глядя из Берлина, описали последние годы Алма-Аты? Это эпоха чего?
    – Прежде всего – это время авантюры. Ни дать ни взять  город у былых гор -фантасмагория Нурлытау , с  глянцевой обложки европейских стран. Всюду абсурд- в зодчестве, истории и культуре.

        Архитектура и градостроительство шагают рядом  пагубным путем. Поговорим об утрате пространственности,  функциональных, архитектурно-планировочных , эстетических и жизненных качеств. Необходимо привести в божий вид  ансамбливость города, дизайн городского пространства.  Второе –  месторасположение города, его ландшафт и окружающею среду, наконец, сохранение зеленых насаждений. Тем более «алма» , т.е. яблоня одно из  забытых  гордостей  растительности края. Третье – композиционный поиск деликатного сочетания памятников старой и современной школ архитектуры. Можно бы и продолжить нашу душещипательную тему. Однако, история города развеялась в  пух и прах  в одночасье, в эпоху национал-политической, деловой,  конъюнктурной и  варварской деятельности чиновников от культуры , бизнесменов от порядочности , миллиардеров от общака .И  Бог знает еще чего и кого.
    – Сейчас в городе разворачивается драматическая кампания по сносу верхних этажей в зданиях выше проспекта аль-Фараби. Это, по словам градоначальника, позволит улучшить экологические нормы и усилить циркуляцию воздуха. Вы с ним согласны?
    – Трудно сказать, что это за игра в имитацию правопорядка акима южной столицы. Расширение городской застройки на восток, в сторону нетронутого временем Талгара, или на юг, вдоль ущелья Алма-Арасан, приведет к непоправимым последствиям для матушки-природы. В наши дни предприимчивые хозяева самостийно прокладывают дороги, вырезая склоны гор на дерновину теннисных кортов и гольф-площадок. Так сравняли бульдозерами горы с долиной в Чимбулаке, Горельнике, Туюксу. Теперь жертвой мародерской сходки стала горная гордость красавица Кок-Тюбе, где взялись упрятать в «юбку» телебашню.
    – Вы еще в начале 2000-х годов писали о том, что облик прежней Алма-Аты рушится в угоду конъюнктурным соображениям. С тех пор, по-вашему, ситуация качественно изменилась?
    – В Алма-Ате все сведено к нулю: снесено старое зодчество именитых архитекторов, утеряны названия и топонимы, вызывающие гордость и уважение , изменены экспозиции в музеях и газетно-книжные фонды в библиотеках.Утрачены годы детства, юности и отрочества ; время творческих и общественных, научно-практических и спортивных , иных успехов. Собственно, снивелирована жизненная эпоха на нет -  бытия и мышления, реальности и природы,  выхолощено важное историко-культурное наследие духа, разума, личности, Бога . Вот почему я уехал в никуда из  ожерелья абсурдных мифов и легенд.

     

    «Новая газета» – Казахстан» попросила известных жителей Алма-Аты выразить свое отношение к новой юбилейной дате. Мнения разделились.

    Сергей Дуванов, публицист:

    – Тысячелетие Алма-Аты – это полный бред. И ученых, взявших на себя ответственность за эту мистификацию, нужно с позором лишать всех званий и регалий. Это не научно, не исторично и откровенно притянуто за уши. Даже если бы были убедительные документальные подтверждения, что на месте сегодняшней Алма-Аты тысячу лет назад было городище (а этого нет), а после этого 850 лет росла полынь, то нужно иметь поистине мощное воображение, чтобы считать это городище началом Алма-Аты.

          Верю ли я в эту дату? Верить можно в Деда Мороза, в Ноев ковчег или в торжество коммунизма. А для того чтобы объявлять дату рождения города, нужны точные, научно обоснованные документальные подтверждения того, что городу тысяча лет. Одной сомнительной монетки для этого явно недостаточно.
    Кому-то очень хочется выглядеть солиднее в плане истории. Мол, смотрите – у нас тоже богатая история, корни которой уходят в тысячелетия. Извините, но это не совсем так. По историческим меркам наше государство молодое, и не нужно этого стесняться. Попытка выглядеть солиднее за счет приписывания себе лишних лет истории в отсутствие убедительных доказательств, признанных международным научным сообществом, – не более чем надувание щек. Нужно быть реалистами и оставаться на научных позициях, а не идти на поводу своих амбиций. Потому что возникает резонный вопрос: если мы такие древние, то почему у нас так мало своего, почему мы отстаем, почему на периферии цивилизации? Напротив, мы должны говорить о своей молодости как государства. Это должно быть нашей козырной картой. Мы молоды, и у нас свежая кровь, у нас все впереди, и мы еще всем покажем, на что способны.

     Аян Шарипбаев, журналист:

    – Сегодня Казахстан вновь подвергается медийным атакам со стороны российских СМИ. Основным орудием этих атак являются заявления политиков РФ о том, что, дескать, появление отдельных городов Казахстана – заслуга Москвы. К сожалению, ностальгирующая по СССР часть населения чутко отзывается на подобные провокации. Однако на печальном примере Украины мы знаем, что такие заявления очень часто становятся фундаментом для оправдания прямой военной агрессии. А в Казахстане, поверьте, хорошо усвоили этот урок.

         Помимо этого Россию в последнее время, похоже, очень тревожит, что Казахстан намерен создать единую базу жертв Голодомора, о чем было объявлено совсем недавно. С таких глубинных для понимания вещей обычно начинается переосмысление взаимоотношений стран, в которых одна более мощная, индустриально развитая, добиваясь полного доминирования, прибегала к преступным методам – сокращению числа населения для предотвращения потенциального сопротивления. Потому-то Казахстан, видя, что инструментарий, который использует Россия для продолжения доминирования в регионе, остается прежним, обращается к истории – в частности, к проекту «Алматы 1000 лет». И здесь наши власти не лукавят. Потому что предгорья буквально испещрены артефактами, доказывающими, что на территории современного города располагались десятки поселений. Просто кочевники в этих местах не возводили стен. Потому что им некого было бояться. До момента, когда некие генералы пришли сюда с войной, возвели первые стены, водрузили на них свои пушки и дали крепости название Верный.
         А если кому-то и этого покажется мало, чтобы показать, что Казахстан – страна со своей историей, то можно обратиться к вопросу происхождения таких городов, как Отрар, Сауран, Яссы… И тогда, я уверен, все вопросы будут сняты. Так что, коротко говоря, за исторической подоплекой празднования даты стоит все же большая политика, которую, к великому сожалению, делают сегодня маленькие люди.

    Данил Бектурганов,политолог:

    – Думаю, те, кто придумал эту «круглую дату», сами толком в нее не верят. Поставлена перед людьми задача – изобрести праздник. Каждому понятно, что в тяжелые времена людям нужно дать порадоваться – желательно, за государственный счет. Это ж возможностей сколько! Причем для всех...

        Какой город «состарят» следующим? Ну что за вопрос – конечно, Астану! Ну не может же так оказаться, что Алма-Ате 1000 лет, Таразу 1000 лет, Шымкенту, ходят слухи, все 2000 лет, а столица всея державы, выходит, еще несовершеннолетняя? Так быть не может. И не будет, вот увидите. Вангую, что аккурат к открытию ЭКСПО в будущем году найдут веские доказательства того, что на месте Астаны еще у динозавров город был...
           А если серьезно, я вообще не вижу смысла в таких мероприятиях – особенно когда доказательств твердых нет. Никого же на самом деле не интересует, сколько лет, например, Риму или Афинам. Понятно, что минимум по 3000 лет существуют – но никто праздников не устраивает, флагами не машет и тоев на весь мир не закатывает. Потому что древнему городу, вроде того же Стамбула, никому ничего доказывать не нужно: приезжайте, прикасайтесь к древним камням, рассматривайте древние статуи и колонны... А вот если ничего этого нет, но очень хочется, тогда и возникают такие инициативы.

    Рецензия на дискуссию о  1000 летии Алматы с  академиком АН РК К.М. Байпаковым , одним из главных инициаторов пересмотра возраста Алма-Аты. ( см.  http://novgaz.com/index.php/2-news/1593-астане-тоже-1000 лет . «Астане тоже 1000 лет…» //  Новая газета-Казахстан , 31 марта 2016 г.)  .

         "... Есть теория о том, что Алма-Ата – это преемница Верного, и соединять ее с населявшими до этого территорию людьми нельзя, - обтекаемо рассказывает Главный археолог РК Карл Байпаков.-   Когда мы объявили о 1000-летии, раздались голоса, что это конъюнктурная дата, чтобы объявить о независимости Казахстана [от России]. А кто-то, например, считает, что мало дали – что возраст небольшой. Можно и 2000 лет дать. Сейчас мы доказали дату в 1000 лет – провели несколько крупных научных симпозиумов, до этого была проведена большая исследовательская работа…»

       Главарх  науки помянул не с руки приснопамятные события развала СССР и на нет АН республики, озвучил обывательскую байку как академический скудный завтрак,  приправленный восточными национал-политическими специями, вдруг приобрел благотворный аппетит.

     

     

         

     

          А началось все с простой басни, мол,  гулял праздношатающийся нумизамат на базаре  и приобрел, - не поверите! – перспективу глобальной науки, т.е. соразмерную деньгу. «…Прежде всего это монета с предполагаемой надписью «Алмату», купленная у случайных прохожих  в 1979 году  ( в источнике указывается безымянная местная жительница, но с псевдонимом  Н.К.)  . Нумизмат и арабист  археологического музея ( ныне московского института востоковедения )  Владимир Настич, изучив другие находки «мусульманского рененссанса», пришел к выводу, что она чеканилась в 1271-1272 годах. Слово «Алмт» ( так было расшифровано) выбито без точек и согласовок, но его графика в целом, вкупе со всем вышеизложенным, позволяет уверенно читать его как «Алмату»  и видеть в нем наименование населенного пункта, якобы  располагавшегося на месте недавней столицы Казахстана .И , чрезвычайно важно,  звучащее  по-казахски как Алматы. Монета, бесспорно, относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода рефор­мы Мас'уд-бека. А это значит, уже в ХIII веке на этом месте кипела городская жизнь, что монетный двор уже был в районе Пограничного училища».

       На авось ученый отметил  : «… считаю, что это не конъюнктурное решение, а вполне объективное. Одно из совещаний по этому поводу прошло в 2010 году. Мы пригласили ученых из разных стран, обсуждали, что у нас есть. И естественно, что показывали археологические находки. На последнем заседании была принята резолюция, которую подписала большая группа известных ученых-урбанистов из Японии, Албании, Южной Кореи, Италии, Бельгии, стран СНГ. Они признали, что есть все основания считать возраст Алма-Аты тысячелетним».

         По поводу дискуссии - мол, верь не верь-  археолог  лукаво добавил в интервью : «…у  разных людей точки зрения могут быть разными …В науке, однако, нет «истины в последней инстанции». Появляются новые материалы, находки, и они могут изменить возраст Алма-Аты. … Такие юбилеи украшают города, усиливают интерес к ним, пробуждают чувства патриотизма".

         Белый и пушистый  ученый  строго отметил  высочайшим перстом на критику  его собственной доктрины  - " надо увеличить степень взросления города до 1000 лет".  И подчеркнул , сидя в кресле . Мол в преуспевающей республике  свои правила "игры в тысячу"  А сомневающимся оппонентам указал -" не в свои сани не садись".

    Опубликовано и размещено в интернете:  Игра в тысячу  // Новая газета –Казахстан, 24 марта 2016 г. (интервью журналиста В. Половинко и краеведа В. Проскурина по поводу  предстоящего торжества 1000-летия Алматы) novgaz.com/index.php/2-news/1591 

    Рец.: «Астане тоже 1000 лет…» //  Новая газета-Казахстан , 31 марта 2016 г. ( интервью журналиста В. Половинко и академика К.Байпакова ) novgaz.com/index.php/2-news/1593

    Проскурин В.Н. Город в ожерелье мифов и легенд. Персональный сайт В.Н.Проскурина http://proskurin.ucoz.kz/publ/igra_v_tysjachu/1-1-0-1358

     

     

     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: proskurin-semirec (07.06.2016)
    Просмотров: 596 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]