Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Летопись Заилийского края

    Гений и злодейство –две вещи несовместные

     

    Гений и злодейство –две вещи несовместные

           Неверно, более того – греховно, - думать и утверждать, что репрессированными в сталинские годы были лишь растрелянные и замученные в застенках НКВД, истекающие кровью в концлагерях и ссылках, - нет, сто, тысячу раз нет! – репрессированным было все « население »  всего необъятного, бескрайнего Союза ССР. Все мы стали жертвами , не взирая ни на какие заслуги и цензы...


         Берия вычислил : надо пересадить всех этих умных недостреленных зеков в «золотые клетки». Он создаст зекам человеческие условия: если они сделают что-то стоящее, лавры пожнет НКВД. А если ничего не получится – кто мешает ему отправить этих спецов догнивать на лесоповалах ?  Никто.  Так вызрело  страшное  понятие  « золотая клетка». В сталинское лихолетье  за решеткой сидели и творили авиаконструктор Туполев, ракетчик Королев, механик Некрасов, теплотехник Стечкин. Несть им числа. Светлейшие умы, мозг нации. В благословенном климате Алма-Аты , - но все равно , что  за решеткой,-  работали десятки  ссыльных деятелей литературы и искусства, науки и техники. Среди них, востоковед Самойлович, режиссер Сац, ученый-агроном Чаянов, историк Тарле, писатель Домбровский. Использовав  талант, опыт, возможности каждого,   их в очередной раз  отправляли на нары или пускали в «расход». Об этом и другом  книга Домбровского  « Обезьяна приходит за своим черепом » , написанная в Алма-Ате  больным автором, списанного из  лагерей , и не подозревавшего  еще  следующей  отсидки.


            Сталиным  «политика привлечения и заботы над старой интеллигенцией» была подменена  расправой над группой проектировщиков , архитекторов , художников  , строителей Большой Алма-Аты.  За близость к  «сильным мира»  по делу первого секретаря ЦК Л.И. Мирзояна и десятка его сподвижников , прибавим к репрессированным в Алма-Ате председателя  горсовета М.Н. Сарумова, «красного транспортника» П.В. Брикульса, начальника «Бетонстройпроекта» В.Н. Львова  ,  управляющего трестом «Горстрой» М.И. Шальдо . Да, это были не десятки,  а сотни жертв эпохи социализма.После длительного пребывания в центральных тюрьмах их сослали в лагеря ,преимущественно на Соловки, Беломор или Волго-Балт...       

    С покорностью рабскою дружно

    Мы вносим кровавый пай

    Затем, чтоб построить ненужный

    Железобетонный рай...             

                              *        *         *

       По разному сложились обстоятельства прибывших по приглашению правительства  архитекторов, конструкторов, инженеров.Стр-во в Алматы запроектированных раннее сооружений еще не было завершено, но они подверглись критике общественностью , сопровождаемые гневными выпадами в газетах . Многие проекты на ходу корректировались , частично были искажены реконструкциями.Центр тяжести  сместился с новаторства-на традиции ; интерес к типологическим,технико-конструктивным характеристикам архитектуры сменил образность , искусство пришло в полный упадок.

        Сигналом к репрессиям могла быть невинная, но злая газетная заметка . Мол, кому доверена архитектура столицы Советского Казахстана ?! -вопрошал лукавый  автор ,чьи недружелюбные рассуждения о судьбе алма-атинского зодчества ,по сути, были чистой воды доносом,  повлекшим серию арестов сотрудников "Казгоспроекта" В.С. Смирнова , М.С. Колыбанова, А.М. Корта, В.Ю. Майстрацкого, А.Е. Ширяева, В.А. Водова, А.В. Колыванова...

          Расправа коснулась архитектора Львова Владимира Николаевича, автора проектов второй столицы Казахстана Кзыл-Орды  - Дома правительства и здания Сельхозбанка , «гвоздя» процесса «за вредительство» выездной сессии Верховного суда РСФСР . Он  проходил по процессу «промпартии Казахстана» М. Тынышпаева , П. Будасси, С. Гольдгора ,И. Маркушевича, С.Багракова  и десятка др . советских инженеров . В годы сталинской эпохи Львов  репрессирован дважды , в двух столицах Кзыл-Орде и в Алма-Ате.

         На строительстве Кзыл-Орды (1925-27 гг.) он  автор  до 70 объектов, среди них первого Дома правительства , госбанка, больницы, госучреждений и жилых домов.

         В Алма-Ате – нач. технического отдела отдела «Стройбюро» при Совнаркоме (1927-31 гг., совм. с инж. А.П.Зенковым) . По его проектам выстроены 25 объектов .Среди них, здания Управления геологоразведки (1929-30) , университет КазГУ и общежития (1928-30),  Коммунистический университет им. Голощекина  ( 1931-32 гг, бывш. Дом губернатора ),  корпуса Санбакинститута и ветеринарного ин-та, жилых домов, Госбанк ( в соавт. с А. Риттихом ) Разработал правила  и нормы антисейсмического стр-ва. Вновь репрессирован в Алма-Ате  (1941 г. ) . Дальнейшая судьба неизвестна .                             

                               *        *         *

             Архитектор, инженер ,художник  Круглов Николай Алексеевич (р. в 1883 г. , г. Кадников , Вологодской губ. – погиб в Гулаге в 1938 г.).  В  годы сталинской эпохи репрессирован (в следственном деле указано  место работы отдел проектирования Моссовета , место жительства Б. Левшинский пер., 8-а, кв. 5) . Окончил Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Работал в стройсекторе Наркомпроса РСФСР и Всеросс. Академии художеств. Разработал новые по типологиии здания, театры , библиотеки и площади   для Питера , Ивано-Вознесенска, Харькова , Свердловска , Москвы и др. городов СССР.

        По его проекту в Алма-Ате возводилось здание Театра оперы и балета  (1936-41 гг. ;  совм. с худ.-архитекторами Н. Цивчинским, Н. Простаковым, В. Крошиным и др, непременно  с коррективами, изменениями , придания ему национального вида.  Однако архитектор Круглов забыт, сгинул   в лагере. С ним в заключении были  другие строители, оперные певцы , дирижеры и режиссеры, служащие алма-атинской достопримечательности

                                 *        *         *

         Архитектор Алма-Атинского  горсовета Станкевич Ян Игнатий  ( Иван Игнатьевич)  (р. в 1902 г., уроженец Польши ) ,  выпускник Варшавского ин-та.  Проживал в гор. Алма-Ате. Осужден 3 дек. 1937 г. Комиссией НКВД и прокуратуры СССР.  Узник Сталиногорска . Расстрелян 31 янв. 1938 г.  Определением Верховного трибунала  ТуркВО реабилитирован  16 авг. 1957 г.

        По его  проектам были возведены : дома отдыха  Совнаркома «Алатау»  (1934 г.) , Дворец пионеров,  корпуса общежития мед. ин-та , жилкомбинаты ( совм. арх. В. Твердохлебовым ), дома специалистов-стахановцев  на ул. Кирова  Вел реконструкцию  зданий , повышение их величия  до двух-трех этажей (  совм. с арх. В.Твердохлебовым и В. Львовым ) .Среди них,Краевой комитет ВКП (б) (бывш. Дом губернатора) , КазПИ (бывш. гимназия ).  За эмблему «Беркут»  , одного из конкурсов Казахстана , доносчик трактовал ее монархическим символом «Орел» . Станкевич был оговорен и погиб в заключении.                        

                               *        *         *

           Автор художественных  работ по оформлению социалистической столицы Советского Казахстана  Вахек Иван Богумилович (в совр. источниках –Богомил Вахек)  ( 1880, Прага – 1938, Алма-Ата). Он же  строитель,  скульптор, художник , каким  его избрала Алма-Ата.   В молодости с 1902 г.  работал  в Тифлисе (Тбилиси), первонач. учителем «сокольской гимнастики» , затем, переводчиком при посольстве Чехии .  В 1932 г. сослан за  шпионаж в Алма-Ату, несмотря на  диппаспорт .  В 1937 г. вновь арестован  «тройкой» , т.е.  комиссией НКВД , трудовым коллективом  и прокураторой .  2 сент.  1938 г.  отправлен « в дальние лагеря , без права переписки » .Т. е. приговорен к расстрелу . Реабилитирован 17 дек . 1957 г. определением верховного трибунала Закавказского военного округа.

             Он принял участие во всех новостройках города. Выполнял оформительские работы  представляя Всероссийское кооперативное товарищество «Художник» . Практически принял участие во всех новостройках города ( школы, театра , вокзала ) ,  в  создании монументальной скульптуры (объемная , декоративная и  тематические рельефы ;  фонтаны-маскароны ; прочая художественно-производственная   деятельность) .  Поставил  памятник  Ф.Э. Дзержинскому в Сосновом парке ( скульптура утрачена), принял участие в конкурсе на памятник А. Иманову ( скульптура должна стоять на Привокзальной площади Алматы-2 ). Создал иные портреты казахстанским деятелям, однако они были репрессированы и местные скульптуры уничтожены.

            Среди прочего, ссыльный И.Б.Вахек  благоустраивал  советскую пролетарскую  архитектуру :


    Здание вокзала Алма-Ата-2 .  1937 г. , арх. С.Кудрявцев , А.Галкин . Пр. Абылай хана (бывш. Вокзальная, пр. Сталина и Коммунистический ) , 1


          Вахек исполнил скульптурные композиции над главным  входом  , мужские и женские аллегорические фигуры индустрии , промышленности, сельского хозйства .Также, создал рельефы на темы старого и нового социалистического быта , декоративные элементы ( лепные орнаменты, капители , маски ). Во время совр. реставрации , утрачена плафонная  живопись , часть рельефов   барельефов  «Сбор яблок», скульптуры  «Шахтер » и «Солдат»

    Столовая Казкрайсоюза ( 1933 г., арх.  А. Гегелло. Известен , как  "ресторан № 1" .Пр.Сталина (с годами Коммунистический),  угол ул. Госпитальной ( с 1938 г.- Джамбула)  .

    Вахек создал фасады и интерьеры  здания, которые  украсила декоративная скульптура. Ресторан  сгорел в годы борьбы с памятниками архитектуры . Однако, на пожарище вновь построен общепит с названием "Алма-Ата" ( ныне "Алтын алма", вход с ул. Желтоксан, 148) 

    ЦКЗ ( бывш. Дворец культуры ) .  1933-36 гг. , арх. Д.Фомичев , Е. Цейтц, инж. В.Райлян .Ул. Комсомольская и Калдаякова, 35  ( бывш. 8-е марта)


           Вахек создал фасады и интерьеры  здания, которые  украсила декоративная скульптура – образы рабочего и колхозницы, студента и спортсменки. Она  олицетворяла  символы новой жизни . Выполнен фриз из овальных портретов  казахских композиторов.

    Трест  «Казпиво» (ныне , Музей книги ; были и др. названия учреждения  ) . 1935 г.  арх. В. Твердохлебов. Ул. Карла-Маркса (ныне Кунаева ) и  Кабанбай батыра  (бывш. Калинина) , 94

       

         Вахек исполнил  рельефы «Прошлое казахского народа» . Подоконные панно украшены тематическими рельефами на темы истории и преобразования Советского Казахстана.


         У гл. входа работала пивная  «американка», популярное кафе алма-атинцев.  Остались от прежнего  работы Вахека ,-  рельефы и настенный фонтан-маскарон с чашей водостока.                                        

                               *        *         *

            Советскую каторгу  прошли  другие казахстанские художники, скульптуры, архитекторы сыгравшие заметную роль в  художественной жизни Алма-Аты.  Кроме известных имен -  В. Антощенко-Оленев,  И.Иткинд, В.Теляковский, А.Риттих, Б.Урманче -  было много ссыльных ваятелей, роль которых не столь заметна, но несомненно важна, так как даже выполняя обычные оформительские работы, они негласно, но все же формировали общую художественную среду. По большей части отошедшие от активной социальной жизни, многие из них замыкались в своем творчестве. Лагерная стена, отделявшая их от обычной жизни, трансформировалась во внутреннее состояние отгороженности от мира. Выполняя официальные заказы, они в своем личном творчестве "уходили в природу", в поиски живописной пластики. Это была территория, где художник был свободен, где отсутствовала тотальная власть социума.

    Лит.: Малиновская Е.Г.  Фигура умолчания .-В кн.: Перестройка и художественная культура (сб. статей) – Алма-Ата, 1990,  сс. 122-132 ;

    ее же. Формирование центра города: стили и типология , история и прогностика. - В кн. : Свод памятников истории и культуры города Алматы. - Алматы, ТОО «Казахская энциклопедия», 2006 г., сс.129-149;

    ее же. Реквием .Каталог выставки ( документальные и художественные свидетельства времени),- Алма-Ата, Союз архитекторов Казахстана, 1989 г.

     ее же. Репрессированная архитектура: сталинские новостройки, творчество и судьбы архитекторов . Каталог выставки,-  Алма-Ата, Союз архитекторов Казахстана, 1992 г.  ;

    Проскурин В.Н. Алма-Атинские дворики.-Алматы, «Искандер», 2009 г.; его же Репрессированная архитектура. // Вечерняя Алма-Ата, 1992, 12 мая; его же. Зодчество под сапогом. // Каз. правда ,1992, 23 апр. его же. Силуэт города у Яблоневых гор. // Вечерняя Алма-Ата, 1992, 30 июня

     

     

    Категория: Летопись Заилийского края | Добавил: semirek (12.02.2012)
    Просмотров: 2340 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]