Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 4
    Пользователей: 2
    CharlesJela, RobertRego
    Главная » Статьи » Дайджест прессы

    Cвод памятников истории и культуры г. Алматы

    Cвод памятников истории и культуры г. Алматы .-Алматы: ТОО «Казак энциклопедиясы», 2006.- 360 стр. Рук.  проекта Б. Жаманкулов . Гл. редактор И. Тасмагамбетов .Авторы статей и разделов:  «Памятники археологии»  М.М. Нурпеисов ; «Современная архитектура» Е.Н. Малиновская-Рюнтю, историко-архитектурного раздела «Верный» В.Н. Проскурин .Тираж 1000 экз.

    ББК 63.3 ( 5 каз)

    С 25

    ISBN 9965-9908-2-4

     

    Том выпущен в серии книг по государственной программе «Культурное наследие города Алматы». Все права на книгу принадлежат ТОО «Казак энциклопедиясы», с ссылкой «охраняются Законом РК об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя» , т. е. главного  редактора  «Казахской энциклопедии» Буркитбая Аягана. С его легковесной, или многовластной руки был проигнорирован автор тома , писатель-краевед В.Н. Проскурин .Вместо его портрета в подборке «об авторах» была помещена  фотография с биографической справкой об ученом-практике Б. Г. Аягане, стало быть о несуществующем авторе.

        И не один! присвоил ты печатный лист,

        в трех жанрах с буквой "А" - мыслитель и монополист...

       Несмотря на категоричность предупреждающих  знаков,-   «авторы статей» и «фото из личных архивов авторов», - в томе искажены, сведены на ноль,  выброшены «Список трудов В.Н. Проскурина» , фотоснимки и чертежи памятников, научно-справочные указатели. Надо сказать, весь том имеет безымянные фотографии на черно-белом фоне прошлого города . В связи с изложенным предлагаю провести подробный анализ статей написанных В.Н. Проскуриным для тома «Cвод памятников истории и культуры г. Алматы».  

        Историко-архитектурный раздел «Верный» представлен ( в томе он выглядит  абы-как, косвенно , под разными взбалмошными заголовками – Алматы-Верный  или Алма-Ата, Алматы. Все  что вздумал себе cлучайный  редактор книги без согласования с автором): 

    1. Очерковая статья «Верный» (  в скобках- Алма-Ата, Алматы ) .стр. 39-50  

    2. Статьи справки «Аллея Ташкентская –Генеральные планы развития города Верного - Городок гимназический- Дворец губернатора-  Дома жилые: станиц Большой и Малой, купца Габдулвалиева, Зенковых, Сейдалина - дом и подворье архиерея -квартира директора гимназии - кладбища Алматы ( с описанием надгробных памятников) - Комитет по учреждению г. Верного- Общество географическое- площадь Зубовская-  архитектурно-мемориальный ансамбль "Славы"- приют верненский-  собрание военное - Собор Вознесенский - Туркомстарис-  городское училище - Часовни-  Штаб войск Семиреченской области» (всего 67 статей ) , под  №№  30-97, стр. 51 -94

    3. Историко-биографические статьи-справки , - Александровский –Бильдерлинг –Вяткин- Гринцевич- Жемчужников- Калинин- Кошаров – Лепа- Перемышльский –Путолов-Соболевский –Щепкин , - всего 85 биографий , стр. 95-117

    4. Городские улицы ,ст. 118-122.( включая , список переименованных улиц, ст. 350)

    5. Список использованной литературы (всего 88 источников) , стр. 123- 125, 324-326

    6. Архивные источники , стр. 126, 327

    7. Аббревиатуры и сокращения ,стр. 330-332

    8. Словарь терминов, стр. 333-345

     Охота пуще неволи : свод пишем- снос в уме ...

         Холодное отношение к прошлому города, бесправное положение Закона об охране истории и культуры , отчужденное внимание к реставраторам и  авторам , занимающихся  историей Верного-Алма-Аты-Алматы, предусматривает особого , внимательного , настойчивого отношения к охраннопамятниковой  проблеме . Издан «Свод памятников» уничтоженных  политикой,  чиновниками  и временем . Только за последние 10-15 лет в Алма-Ате поставлено на учет  20 памятников монументального искусства (за это же время снесено 5); 22 здания, представляющих собой историческую ценность (из них снесено 12);  14 памятников советской архитектуры (снесено, перепланировано, искажено - 8). Строительство новостроек в исторических кварталах города и, соответственно, снос памятников старины, ведется при равновеликом непротивлении и равнодушии общества и государственных органов. Подверглись перепланировке и искажению художественного образа здания гражданской архитектуры, переданные под посольства, представительства и компании. Продолжается новое строительство в охранной зоне Алматинского государственного историко-архитектурного мемориального заповедника.Будто возвращающиеся орудие охоты : «Свод пишем- снос в уме ...»

         Надеюсь, что читатель "Свода” не воспримет книгу как стремление авторов представить бескомпромиссную консервацию исторической застройки, отдельных памятников и ансамблей, как единственно приемлемую беседу прошлого с будущим. Однако хочется надеяться, что параграфы, заложенные в национальной программе историко-культурного наследия, останутся не на бумаге и не только на страницах "Свода”. Но пробудят действенное чувство уважения к памятникам материальной культуры и национальной истории...  


          ... Рассказывают, что есть города, где сохраняют первый домик, возведенный предками.Пусть крохотный, всего в три окошечка. Или первое посаженное прадедом дерево. Скажем, яблоньку. Тем более, если она дала название поселению Алматы . Не говоря уже о названиях первых улиц, площадей, скверов. Есть города, где вместо монументов функционерам-временщикам ставят памятные знаки общечеловеческие - будь то растоптанный башмак или посох первопоселенца.

          Со дня закладки Алматы, времени основания первых алматинских поселений, прошло всего полтора века . За эти десятилетия город испытал много социально-экономических и политических потрясений, включая и природно-климатические, превращаясь то в столицу Советского Казахстана, то в социалистический город-сад, то просто в южную финансово-корпоративную столицу  уже нового государственного объединения. Город трижды менял свое исконное название, трижды возрождался из руин страшных землетрясений и бурных паводков с гор.
          За прошедшие годы, однако, не сохранилось полностью ни одно из свидетельств былых времен. В библиотеках отсутствуют образчики провинциальной журналистики, литературы и искусства; в музеях — предметы провинциальной культуры, быта, техники; в архивах — фонды провинциальных ведомств, учебных заведений, сословий. Будто не было вовсе горожан торгового и промышленного, духовного и военного свойства. Сплошь революционеры, партийные, советские и хозяйственные работники, герои социалистического производства. Однако , их творчество также не подвергалось ревизии потомков.
           В Алматы не сохранилось ни одного памятника архитектуры эпохи города Верного, искажены или разрушены многие здания и скульптурные сооружения социалистической Алма-Аты. Алматы — словно легкомысленная, парящая в грезах бабочка, не признающая родства ни с гусеницей, ни с куколкой. Будто с изменением названия города не было и преемственности поколений...
     

         У казахов живуч на языке крылатый афоризм  «столица наша — наше седло», подразумевающий временный характер городских поселений, Отсюда, надо полагать, особое отношение к памятникам архитектуры, к раритетам истории и культуры. О страсти разрушения соотечественников писал еще в прошлом веке Чокан Валиханов. А современный поэт Олжас Сулейменов, чьи размышления стали хрестоматийными, однажды заметил: «История наша - несколько вспышек в ночной степи. У костров ты напета, на развалинах Семиречья, у коварной, обиженной Сырдарьи. Города возникали как вызов плоской природе и гибли в одиночку».
         Любопытны в наши дни размышления, будирующие воображение простого горожанина о том, что современный Алматы сформировался еще в средние века. И, таким образом, история его насчитывает не менее тысячи лет. Иные ура-патриоты углубляют прошлое до эпохи бронзового века, считая, что регион обживался прачеловеком за тысячу лет до Рождества Христова. Однако убедительных источников — ни письменных, ни иных свидетельств прошлого — приватизаторы истории представить не могут. Археологические находки становятся предметом редких научных дискуссий, недоступных широкой общественности. 
        По мере выбора столицей Казахстана из жертвенных городов — Оренбурга, Кзыл-Орды, Алма-Аты, Акмолинска — ученые свой творческий потенциал немедленно обращали на аранжировку особого статуса столичной истории, столичной культуры. Одновременно с переездом правительства в новую столицу интерес к прежнему главному городу республики иссякал. Пример тому — не только сегодняшние разговоры о тысячелетней истории южной столицы и исключительности Астаны в хронике времен и народов. Еще в 30-е годы, когда шла усиленная работа по обоснованию выбора между Кзыл-Ордой и Алма-Атой, на страницах «Казправды» появилась заказная статья с весьма знаковым названием «Казахстан в древности был провинцией Рима». Ее автор, профессор В.Н.Кораблев, руководитель археологической экспедиции местной Академии наук, убедительно заявлял: «Здесь, на берегу Алмаатинки, которая в отдаленные времена носила иное наименование, в районе 10-20-ти домов по Дачной улице был расположен административный центр провинции с представительскими зданиями и дворцом наместника».
        Так была положена абсурдная, но весьма аппетитная версия о превосходстве новой столицы над другими городами Казахстана. Автор не упоминает в статье имени наместника Рима, иных подробностей. Он и его коллеги разовьют эту мысль в последующих сенсациях. Придут другие времена и другие установки, когда идеологи начнут раскручивать сочинения древних авторов. Окажется, что еще в 1390 году войско Тимура двигалось из Ташкента к Иссык-Кулю, затем мимо легендарной горы Кок-Тюбе на некий Алмалык и далее через Каратал на берега полноводного Иртыша. Ну чем не повод для возвеличивания южной столицы. Алмалык, без доли сомнения, конечно же, современная Алма-Ата, скажут ученые мужи. Ну а Кок-Тюбе… И переименовали Веригину гору. Известную так не одному поколению горожан.
           Подобным образом возрождается «историческая справедливость» во многих аспектах городской жизни...    

         Если продолжать тему о древнем происхождении города, то необходимо отметить тех, чьими руками, умом и талантом создавался праАлматы. Считается, что благодатное Семиречье исстари привлекало взоры купцов, коммерсантов, меценатов. Мол, богатые караваны иноземных государств размеренно, из столетия в столетие, направлялись в Илийскую долину к подножию Яблонных гор. Правда, остается неясным, с кем народы вели торговлю, если в те же средние века города региона были разрушены набегами монголов, джунгар или кокандцев. И дело даже не в легендарных генуэзских купцах, мифических их путях-дорогах. Удивляет другое, почему память благосклонна только к иноземным героям, именами которых сегодня пестрит современная карта Алматы.
         Но нет в названиях улиц доморощенных алматинцев, на чей торгово-промышленный капитал действительно строился, рос и благоустраивался город в течение последних ста с небольшим лет. Выходит, что история избирательна, и с изменением социально-политического климата чаще, чем времена одного года, она способна, словно флюгер на крыше, меняться от одного удобного положения к другому, от одного полюса в любую другую сторону горизонта. .. О земляках надо помнить иначе — взвешенно, великодушно, беспристрастно. Только тогда прошлое станет неотъемлемой частью нашего настоящего бытия, послужит на благо и в будущем.
         Ни в одном из изданий об Алма-Ате, туристско-экскурсионного или справочно-энциклопедического свойства, вы не найдете биографий людей прошлого, о первом губернаторе края Герасиме Колпаковском, о первом настоятеле Туркестанской епархии владыке Софонии, о первом мэре города Павле Зенкове. Вся их вина в том, что они жили и творили в эпоху «царского проклятого прошлого», думали и мечтали не по-нашему.

       Уместно привести слова историка Н.И. Костомарова: «…истинная любовь к отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде. Отечеству нет никакого бесчестия, если личность, которую по ошибке признавали высокодойлестною, под критическим приемом анализа представится совсем не в том виде, в каком ее научились видеть. Притом же не следовало бы забывать, что безусловно добродетельных и безупречных людей на свете не бывает и прежде не было».


    В СВОЕМ ДОМЕ БУДТО НА ПОСТОЕ. Новое Поколение», №3/87, 21.01.2000

     

     

    Категория: Дайджест прессы | Добавил: semirek (02.03.2012)
    Просмотров: 2483 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]