Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    AnnaLaNetHA
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Ангел-хранитель над городом

         Осенью 1871 года крестьяне, торговые люди да казаки поставили в предместье старой Алма-Аты станичную церковь, собрав на устройство церкви «от каждого православного землепашца по полпуда хлеба с десятины и от каждого пчеловода по десять копеек с колоды». Пожалуй, это самое старинное здание города, сохранившееся до наших дней. Оно возникло в казачьем  выселке Больше-Алма-Атинской станицы. Новое предместье оформилось в административную единицу в 1860 году. В конце XIX столетия выселок получил название Малой станицы, а в 1962 году ее земля была присоединена к черте города. В советское время станица была усадьбой колхоза с разными названиями, более  известного, как «Луч Востока». Правда, перестроек и перемен в жизни самой церкви было не меньше.

         Малостаничную церковь возвели по проекту местного зодчего Павла Зенкова в память об основании первых алма-атинских поселений и изгнании из Семиречья кокандцев,-  воинственных обитателей Кокандского ханства, потерпевших поражение  у стен Верного в Узун-Агачской битве осенью 1860 года.  Стало быть, она - памятник отечественной истории, свидетель событий, которые происходили под благодатным покровом иконы Богоматери, именуемой Казанской, и небесных заступниц Семиречья - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Собственно, само храмоздание возводилось из материалов старой Софийской Алматинской церкви, по ее образу и подобию, появившейся в станице  еще раньше, в 1858 году. При строительстве  каменного храма старая церковь,   словно «матрешка» , находилась внутри новой  ;  затем, бережно, по бревнышку-по гвоздику  перенесли в Малую станицу, «придав ей высоты, красоты и прочности основания». И дали новое имя - Казанско-Богородицкая.  Украшал станичную церковь великолепный пятирядный иконостас работы петербургского мастера, академика византийской живописи В. В. Васильева.

          Малостаничному храму суждено было стать соборной кафедрой вновь созданной Туркестанско-Ташкентской епархии. Летом  1872 года владыка Софония, назначенный  настоятелем епархии, прочитал  здесь свою первую проповедь. Ему пришлось вложить массу энергии и таланта в устройство и формирование штата архиерейского дома, кафедрального собора и консистории, в инспектирование строящихся православных храмов, миссионерство от границ Китая до берегов Каспийского моря. Его помощниками были пионеры освоения края - священники Алексей Бенедиктов, Михаил Путинцев, Афанасий Рыжкин, Александр Векшин, Константин Седачев и иные патриоты земли русской. Благодаря их подвижничеству город Верный становился главным центром православия.        

              Десятилетия спустя, в советский период истории, Казанской церкви было уготовано нести свет православия через тернии мракобесия  в атеистической республике. Церковь закрывали последовательно, начиная с организации в Малой станице колхоза «Луч Востока» и  деятельности ее первого председателя,  «воинствующего безбожника» Ивана Громова-Амосова. С его подачи начались гонения на клир и прихожан. Не выдержал издевательств и скоропостижно скончался настоятель храма протоиерей Димитрий ( Поливкин). Был осужден и погиб в Карлаге епископ Алма-Атинский и Казахстанский Герман (Вейнберг), а с ним десятки прихожан, безвинных жертв сталинской голгофы. В трудное время Отечественной войны, когда  храмы  стали возвращать верующим, а  священники вышли из советских тюрем , колокола вновь обратились с молитвой к  Богу.

    Первым  в Алма-Ате воссиял храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, что в Малой станице.16 декабря 1944 года колокола старинной станичной церкви вновь заговорили, и под ее  сводами  зазвучали молитвы о спасении, о даровании обетованного мира. Полгода спустя здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (в миру Могилевский Феодосий Никифорович ). Священник повторил судьбу многих первосвященников и тихо  скончался в Алма-Ате уже в преклонном возрасте.  В  1955 году, незадолго до  кончины, по случаю 35-летия пребывания во епископстве, архиепископ  Николай был возведен в сан митрополита.

          В  1998 году  Казанская церковь была обращена архиепископом Алексием (Кутеповым) в Соборную. В торжественной речи храм был назван ангелом-хранителем  славного города Алма-Аты: «Господь посылает Своего ангела в каждый вновь выстроенный храм для служения Святому Алтарю. И срок этого послушания определен до конца века человеческого. Даже если храм лежит в руинах, ангел не может покинуть места определенного ему служения». На торжество православия  регент хора, народный артист  СССР Анатолий Молодов подготовил в исполнении певчих и  студентов консерватории музыкальный венок православных  песен, а мастер-резчик Александр Черепанов изготовил на память прихожанам и гостям праздника образа Казанской Божьей Матери. Нашлись  скромные средства на обновление внешнего вида церкви, благоустройство территории, могил первосвященников и почетных горожан, на издание исторической хроники  храма.

    Полный текст читай: Проскурин В.Н. Ангел-хранитель над городом. – в кн. Алма-Атинские дворики. Алматы, 2009 г.,сс.10-13  := 100 лет под благодатным покровом чудотворного образа. Свято-Казанский собор Алматы: годы,  имена,  судьбы ( серия «Памятники отечественной истории и культуры»).  Алматы, фонд «Веди», 1998 г. ;=  Церковь Казанской Богоматери.-  в кн.:  Памятники истории и культуры Алматы ( каталог документов), Алматы, 2003.



    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: semirek (27.12.2011)
    Просмотров: 1316 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]