Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [26]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [19]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [27]
Летопись Заилийского края [32]
Дайджест прессы [23]
Домашний архив [12]
Наш видеозал [14]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Летопись Заилийского края

    Александр Риттих - мастер, маэстро, мэтр

    Александр Риттих - мастер, маэстро, мэтр

           Ко времени пребывания  художника. ваятеля, архитектора А.А. Риттиха в Казахстане относится  важное и единственное свидетельство почтительного, благоговейного отношения к нему современников.  Эта характеристика дана Ю.О. Домбровским , ссыльным  писателем , певцом Алма-Аты ,  автором двулогии  «Хранителя древностей» и «Факультета ненужных вещей»  .

    Риттих А., Окрестности Алма-Аты. 1936 г., бумага, акварель. 62,5 х 75

     

     

     

     

     

     

     

     

     

        

     

         В повести «Гонцы»  Домбровский  пишет о Риттихе : «В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Вовсю блистал, например, непревзойдённый Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды? А какие огромные блестящие холсты он писал! Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне; стол, залитый солнцем, а на нём огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт. Два пионера, один высвечен солнцем и на нём сверкает всё: белая блузка, красный галстук, люстриновые штанишки. Другой в тени, они что-то мастерят — «Планеристы»; гроб, обитый красным и чёрным, а рядом фигура в кожанке с сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции».

     

    Риттих А. ,  Физкультурный парад на главной  площади Коминтерна в  Алма-Аты ( ныне сквер А. Иманова) . Почтовая открытка, 1939 г.

        

     

     

     

     

     

         " Да, да, кто из художников или так называемой художественной интеллигенции не помнит Риттиха, ученика великих мастеров, Франца Штука и Беклина? «Маг светотени» – так его называл, захлёбываясь, «Литературный Казахстан». - Он мог работать по двадцать часов в день, не снижая ни качества, ни продуктивности, мог за несколько дней расписать огромный павильон Сельскохозяйственной выставки, мог создавать огромные полотна на любую тему, в любой срок, любой величины! Он сверкал, искрился, переливался, изображал гнев, любовь, мужество, вздымал к небу сотни загорелых кулаков и это называлось «Восстание». Рисовал пёструю толпу в праздничных национальных уборах, красавиц, красавцев, стариков, заливал всё ослепительным солнечным светом, расстилал белоснежные скатерти, разбрасывал блюда с фруктами, дыни и арбузы, караваи с серебряными солонками вверху, украинские рушники, казахские кошмы, – и всё это называлось «Колхозный праздник». Да разве мог кто-нибудь сравниться с великим Риттихом? Все остальные художники просто меркли перед ним.»

            Писатель Ю. О.Домбровский  описывает в повести  и не подвергает сомнению сложившийся вокруг А.А.Риттиха ореол славы на земле изгоев и образ признанного мастера, маэстро, мэтра

    Риттих Александр Александрович ( р. в 1889 г., Москва- у. в 1945 г., там же ) , художник и архитектор, педагог . Окончил московскую гимназию, учился на историко- филологич. ф-те МГУ,  выпускник австрийской художественной академии  и Мюнхенской искусств , факультетов архитектурный и живописный  (класс венского проф. Штука, основоположника модерна), совмещая занятия живописью с изучением архитектуры на архитектурном отделении Политехнического ин-та.  

           Жил в  годы Революции и Гражданской войны в Вознесенске , Киеве , Одессе,  работал в санотряде и агипоездах.  В воспоминаниях художник  Риттих  пишет об Одессе, о тяжелых днях  болезни по поводу туберкулеза.  В этот период с ним был отец . Возможно однофамилец или тезка  Риттих Александр Александрович (21.9. 1868 г.-15.6.1930  г. ) ,министр земледелия России .

        Исследователь Е.А. Кибрик отмечает :« .. Риттих был художник европейского типа, вернее, немецкого... , работал явно в манере Беклина, так поразившего в свое время молодого Репина. Небольшого роста, изящный блондин с бородкой, длинными волосами, он обладал обликом, очень похожим на тот, который придавался обычно изображениям Иисуса Христа. Когда я познакомился с ним, ему было тридцать три года.... Он вернулся в Россию после Октябрьской революции и попал в водоворот гражданской войны на Украине. В глухом селе заболел тифом и, когда Мария Тарасовна, деревенская фельдшерица, выходила его, женился на ней». В Николаеве родилась дочь Людмила (известный московский биолог Л.А.Риттих (1925 -2009)

         Художник Риттих в  1922 - 1930 гг.  стал директором художественного музея им. В. В. Верещагина, преп.  Николаевского художественного техникума. В эти годы живописец обратился к пейзажу - писал украинскую природу, черноморские пейзажи, создавал также произведения на историко-революционную тематику ( в 1927 г.   он работал над памятником бойцам Сивашской дивизии в Николаеве). Участник 3-й Всеукраинской  художественной выставки (июнь 1930 г., Харьков ) .Основатель Николаевского краеведческого товарищества (1930 г.) , - поясняет биографию художника зам. директора музея, исследователь и биограф Л. Е. Тверитинова.

     

    Риттих А. Луна над рекой, июнь 1930 г., Харьков

         

     

     

     

     

     

          

     

     

       

     

        

     

     

         С 1933 г. Риттих переехал в Алма-Ату , становится членом  вновь организованного Союза художников Казахстана (среди местных художников В.Антощенко - Оленев, Ф.И.Болкоев, А.И.Ненашев,  И.Иткинд, В.Теляковский, Б.Урманче , Н. Хлудов , М. Лизогуб и многие другие мастера кисти ). Оформитель книг эвакуированных писателей в  годы войны в Алма-Ату. Открыл художественную студию изоискусства  Риттиха. Передвижническое стремление учить нравственным ценностям,  академический иллюзионизм и патетика в произведениях  Риттиха,  – все эти грани реализма воздействовали на молодые умы и побуждали пробовать свои силы в разных направлениях.

        Однако, в Алма-Ату Риттих приехал не как художник, а архитектор вновь строящейся табачной фабрики. И не с Украины . а из Москвы встревоженных событиями советского времени .  Был в штате фабрики начальником планово-экономического отдела с правами главного строителя местной фабрики. Это обстоятельство не позволяло внедриться в творческую элиту Алма-Аты. хотя  его художественные  картины стали предметом широкого разговора. Прежде всего Александр Риттих становится декоративным живописцем строящегося в Москве национального павильона ВСХВ .Известны его 68 произведений ( из них 42 карандашных зарисовки  на тему животноводства "Победители" ) .В 1938 г.  Риттих написал для казахстанской  выставки 4 работы - "Широка страна моя родная" , "Сбор семян" , " Молодежь на свекле" , " Белое золото"   в стиле декоративной живописи ( надо отметить для выставки в Москве в годы Отечественной ваойны работало 72 мастера художника Казахстана,  исполнивших 26 панно) .

       

      Риттих А.    Натюрморт "Алмаатинские апорты", 1937 г., , х., м., 90 х 113

          

           

     

     

     

     

         

     

     

      

        Риттих был одним из первых педагогов художественного училища в Алма-Ате и консультировал многих казахстанских художников, среди которых был и Абильхан Кастеев. Произведения Риттиха  хранятся в Казахской Государственной художественной галерее им. Т.Г. Шевченко (ныне музей искусств Казахстана им. А. Кастеева . Также , в частной галерее  г. Москвы  Александры  Понютиной (2010 г.) .В годы Великой отечественной войны А. Риттих принял участие в двух республиканских художественных выставках , открытых летом  1942 и 1943 годах. В ту пору, в тыловой Алма-Ате выставочные залы были переданы фронтовым ведомствам . Потому, более 200 экспонатов эвакуированных художников Москвы, Ленинграда, Украины были показаны в образцовой школе № 28 имени И. В. Сталина ( ул. Фурманова, 102 ). Среди казахстанских 15 авторов представлены живописные, графические, агитокна и плакаты. скульптура. театральные декорации .Главной темой выставок - подвиг 28-ми гвардейцев- панфиловцев . Среди работ Риттиха картина "На подступах к Москве"  ( "Последняя граната" , хллст, масло, 266 х 291) . Риттиховская картина стала оновой репродуцированного плаката тиражем в 10 тыс. экз. Плакат написан с поэтом Н. Тихоновым : "Нет, кров не сбить на колени , во весь рост они стали окрест, чтобы остался в сердцах поколений Дубосеково темный разъезд"   

        Лучшие прозведения А. А. Риттиха были отправлены в Москву на всесоюзную выставку к 25-летию Великого Октября и были выставлены в Третьяковке в 1942 -43 годах .Полагают исследователи, что в феврале 1945 года Александр Риттих скоропостижно скончался в Москве . Творческое наследие в основном утеряно. снесено, превращено в пыль веков . Тем более, автор не оставлял на своих произведениях своей фамилии или знака. Словом, это одна из характерных черт т.н  "охраны"  памятников истории и культуры в Стране Советов.

          По  проектам А.А. Риттиха   возведены в Алма- Ате :

    управление и здания  табачной фабрики (1936 г., ул .Пастера, 117 ). С 1941 г. совместное  предприятие с харьковскими табачниками  по производству курительной махорки, папирос,  сигарет  в коробках для фронтовиков  с рисунками Кукрыниксы и стихами С. Маршака. Между прочим, в ассортименте фабрики были папиросы "Алма-Ата" 

    контора Госбанка (1934 г. ,ул. Красноармейская),  совм. с арх.В.Н. Львовым и  Д.Ф. Фридман),

    здание аэроклуба ДОСААФ (1936 г., ул. Пролетарская) и скульптуры летчиков ,

    оформление жилкомбинатов по ул.Фурманова (1933 г., дизайн аптеки № 9 ) и павильона Сов. Казахстана на ВСХВ (М., 1937 г., панно на темы истории и современности республики)

     

     

    Опубликовано и сообщено : Проскурин В. Н. Живописцы Бострем и Риттих. Алматинская палитра блистательных мастеров искусства http://academy.kz/blogs/entry/ocherki   ( Тезисы избранных докладов  в сборнике докладов ХIV Международной научно - практической конференции по теме "Украина и франкоязычный мир: формирование нового мышления" ( Николаев, 17-19 мая 2018 г. )

     

    Лит.: Домбровский Ю. Гонцы ( рассказы о художниках).- собрание сочинений, т.6, М. 1992 г. ; Кибрик Е.А. Работа и мысли художника ,М., 1984 г. ;  Проскурин В.Н. В расцвет мой смятый шествием беды ... ( к 80-летию со дня рождения Ю.О.Домбровского ).-А.-А., 1990 г. ; его же . Алма-Атинские дворики.-Алматы, «Искандер», 2009 г.. : Сарлыбаева Г. Н. История Память Люди : материалы 8-й междунар. научно-практич. конференции ( Алматы, 16 сент. 2016 г.).- Алматы, 2017 г., сс.137 -144 ; Тверитинова Л. Е. Риттих Александр Алекесандрович .- в кн.: Николаевцы.. Энциклопедический словарь. - Николаев, 1999 г. http://history.mk.ua/rittix-aleksandr-aleksandrovich-1889-g-moskva-1945-g-moskva.htm

     

             

     

    Категория: Летопись Заилийского края | Добавил: semirek (10.02.2012)
    Просмотров: 2649 | Рейтинг: 4.3/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]