Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 7
    Пользователей: 1
    CharlesJela
    Главная » Статьи » Дайджест прессы

    Адольф Арцишевский: Был месяц май...

    Адольф АРЦИШЕВСКИЙ

    История одной фотографии, или о колорадских жуках нашей памяти

        9 мая все того же 1945 года. Раннее утро. Я еще не знаю, что это День Победы. Меня будит весеннее солнце, оно до краев заполняет окно. В окно заглядывает цветущий куст сирени. А с улицы льется ликующая медь оркестра. Я один на огромной кровати. Взрослых - никого, исчезли куда-то. И я, как есть в трусишках, выскакиваю на крыльцо. От парка культуры и отдыха по Гоголя движется духовой оркестр. Я со всех ног кидаюсь ему навстречу. А потом, голопузый, босоногий, восторженно шагаю во главе колонны, во главе музыки, во главе праздника. Знали бы вы, какая то была ликующая радость, она несравнима ни с чем.

      Сейчас, 70 лет спустя, я смотрю на ту фотографию. Смотрю в глаза тому послевоенному пацану, который вместе со взрослыми в далекой от линии фронта Алма-Ате одолевал великое, всенародное лихо под названием "война", испытывая вместе со взрослыми голод, холод, отчаяние, боль. Но ведь и не теряя надежду на победу. Мы заплатили за нее непомерную цену, похоронки были в каждом доме, в каждой семье. И потому она, эта Победа, была тогда и осталась одна на всех, она теперь на всю жизнь в дыхании нашем, в сердцебиении, в кровотоке.

         А ее у нас пытаются отнять. Пытаются отнять извне, это еще можно понять. Но ведь пытаются отнять изнутри, уличая - в чем? Во лжи - какой? В излишней радости? Но, позвольте, градус радости каждый волен определять себе сам, равно как и степень скорби. Поражает при этом безудержная озлобленность. Одна фразеология чего стоит! Шабаш, свистопляска, идеологическая вакханалия, глумление над памятью фронтовиков… Это о праздновании Дня Победы.

         Милые, так глумится не кто-нибудь, глумитесь-то вы. Это вопреки вашей воле даже в Киеве в тот день слегка попридержали фашиствующих бандеровцев, поскольку из-за океана раздался хозяйский окрик: "К ноге!". А нам сверх того навязывают дискуссию о ширине черных полосок на оранжевой ленте, обзывают нас "колорадами". Тот самый пацан из далекого 45-го в недоумении: господа-мырзалар, о чем вы? Почему? Зачем? Не отнимайте у самих себя победу. Не оскверняйте память погибших отцов и дедов. Аруахи могут не простить. Сейчас вот историком по фамилии И установлено то, что произошло под Москвой в 41-м у Дубосеково, никак не могли совершить 28 человек, там наверняка участвовало впятеро больше солдат. Может, оно так и есть, но - именно 28 гвардейцев-панфиловцев из Казахстана стали символом тогда еще очень далекой Победы. Символом, который уже в 41-м развеял миф о непобедимости фашистской Германии. Символом, который позволил сломать хребет фашизму. Так что нам есть чем гордиться.

          Не хочу вступать в дискуссию, она мне напрочь не нужна. Помню начало июня 1941-го. Мы жили тогда в землянке ниже Ташкентской. За ее порогом начинались кукурузные поля. И вот в гости к деду пришел зять Александр с дочерью Ниной, она была моей двоюродной сестрой, была на два года старше, я смотрел на нее снизу вверх. Потом я их провожал через кукурузное поле по тропке, провожал на остановку. По Капальскому тракту (впоследствии Красногвардейский, а сейчас проспект Суюнбая) ходили тогда автобус-"коробочка" и трамвай №6. Когда землянка исчезла в знойном мареве, дядя Саша сказал мне: "Ступай домой. Дальше мы сами". Они шли через бескрайнее зеленое поле, над ними простиралось огромное небо, а я смотрел им вслед, и сердчишко мое отчего-то сжималось в любви к этим людям и в непонятном тревожном предчувствии. Они мне казались великанами, красивыми, сильными и всемогущими.

          Дядя Саша погибнет через месяц. Он был командиром пулеметного взвода. Диктор из черной радиотарелки в четыре часа утра (или ночи?) скажет в последних известиях про него, что он "сражался до последней капли крови". Что это, господа хорошие: пропаганда и неуместный пафос? Лучше уж помолчите немного и подумайте, если получится. Помню, как по Ташкентской (ныне Райымбека) от Капальского тракта по булыжной мостовой шли колонны солдат. Они пели "Идет война народная, Священная война". И мое маленькое сердце переполняли боль и вера в этих людей. А они шли колонна за колонной. А дома тетя Юля сидела в комбинашке и кормила грудью малышку, которой только-только исполнился месяц. Тетя смотрела отрешенными глазами и молча плакала. Она вчера проводила своего мужа в ту самую марширующую колонну солдат, обочь которой она долго-долго шла, прощаясь навеки с этим застенчиво улыбающимся человеком, игравшим в духовом оркестре на бас-трубе. А вскоре она получит даже не похоронку, а казенную открытку, на которой написано о "без вести пропавшем". Помню, как бабушка ночами шелушила кукурузные початки, а потом толкла в ступе зерна, из которого варила кулеш, только этим и спасались от голода… Затемно, под утро, дед шел на мясокомбинат, выстаивал очередь. Там "выбрасывали" в продажу кости и обрези. Из костей варили суп, до умопомрачения вкусный, а обрези вываривали по многу часов, добавляли туда соду и делали из того варева мыло, потому что мыла не было. Игрушек во все мое детство у меня тоже не было, я и не горевал об этом. Была пустая консервная банка, она в песочнице мне заменяла все, и были чурки из-под дедова верстака вместо кубиков. Но зато на пустырь, заросший крапивой, прилетал махаон, он был царской раскраски, и так не хотелось, чтобы он улетал. И еще была огромная акация, весной она буйно цвела и гудела как гигантский улей и как огромный оркестр, когда в нем настраивают музыкальные инструменты…

         В феврале 45-го градусник у меня подмышкой зашкаливал, мама металась по городу в поисках дефицитного сульфидина, а я лихорадящими глазами смотрел на гроздья салюта за окном в честь Дня Советской Армии, и от грохота залпов у нас рухнул забор. В октябре 45-го мы с мамой поехали в Винницу, откуда родом отчим, а потом в Западную Белоруссию, где он служил. Помню Харьков, лежащий в руинах. В Киеве была пересадка. Мы шли по ночному Крещатику. Темные коробки домов мне казались небоскребами, но без крыш. В пустых глазницах окон посверкивали звезды. Я видел, что натворила война, и когда вспоминаю об этом, заниматься словесной эквилибристикой, право, нет желания.

         Смотрю на самого себя 70-летней давности и думаю: как важно было пройти жизнь, чтобы не подвести ожиданий этого человечка. Слава Богу, даже рубикон "Аз и Я" удалось одолеть, не запятнав своей совести. Кстати, об Олжасе (1.) . Какой шум совсем недавно подняли все те же доброхоты вокруг него. Он-де против нашей независимости, он заодно с колонизаторами. Как бы предвидя это, я в своем интервью с ним два-три года назад задал вопрос на засыпку о колонизаторах. - Ну да, колонизаторы. А как же, конечно, колонизаторы, - ответил Олжас. - Правда, колонизаторы эти оставили нам, степнякам, города, заводы, библиотеки, Академию наук, университеты. Помогли создать искусство, позволившее чувствовать себя в сообществе народов равными среди равных. Помогли обрести суверенитет… И не надо бы забывать о том, что это благодаря Олжасу в пору глухого застоя в 1975 году впервые на весь мир внятно, во весь голос прозвучало слово "КАЗАХ".

    ----------

    1. Особо отметим, А. Арцишевский близкий друг и творческий соратник О. Сулейменова - рыцаря всемирного искусства и литературы, поэта и публициста, кинематографиста, автора литературоведческой книги "Аз и Я". Дипломата и лидера народного движения "Невада и Семипалатинск"  и партии "Народный конгресс Казахстана", представителя Казахстана в ЮНЕСКО.

    Полагаю своим другом, алма-атинца  Адольфа Арцишевского, - поэта, писателя, журналиста, театрала, литературного критика . Бог вместил в этого человека все лучшее и избранное.  Его произведения , с авторской подписью,  храню на  полке книжного шкафа.

         Я от души поздравляю читателей сайта  с 70-летием Днем Победы  словами А.А.Арцишевского:

    Чеканить слова, как монеты,
    И фразы исподнюю суть
    Беречь словно Божьи заветы,
    Что нас исцелят и спасут…


    Источник: Central Asia Monitor, 2015 г., 29 июня  http://camonitor.com/16517-istoriya-odnoy-fotografii-ili-o-koloradskih-zhukah-nashey-pamyati.html
    © www.Camonitor.com

     

    Категория: Дайджест прессы | Добавил: proskurin-semirec (29.05.2015)
    Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]