Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Историко-географические очерки

    Кюй Лаушкен Курмангазы .Из стародавнего уральской стороны
           Есть в творчестве  композитора Курмангазы Сагырбаева великолепный домбровый кюй  . Называется он «Лаушкен».   Искусствоведы предполагают, что музыка  написана  Курмангазы в трудный  его период жизни , когда за свободомыслие романтика  и мятежный дух  кюйши –бунтаря, ему  приходилось скитаться, а то и сидеть в тюрьмах Уральска, Оренбурга, Иркутска (1) . 
     
         По одной из версий кюй Курмангазы посвящен семье Лавочкиных и написан в знак признательности за стол и дом, за дружбу и поддержку. Таким образом, название кюя «Лаушкен» принимается за искаженную в казахском произношении русскую фамилию Лавочкин. Однако, поиски некоего Лавочкина среди друзей Курмангазы не увенчались успехом. Зато привели к любопытным краеведческим находкам в истории Уральского казачьего войска.
            Оказалось, что жил-был богатый казак, наследник хутора Фокеево, есаул Иова Фокеевич Бородин ( 3) .  Он имел образцовое хозяйство и охотно делился в трудные годы с соседями продуктами рыболовства, скотоводства, огородничества. В добрых стремлениях разделить участь бедняков была и жена его Васса Денисовна.  Помимо материальной поддержки , супруги не отказывали и в добром совете, основанном на житейском опыте, и тем приобрели всеобщее уважение и доверие, сделавшись истинными друзьями . Букеевские казахи звали хозяина Лаушка  . Прозвище  это  исходит от искаженного Ивушка, как звали Иова Фокеевича еще в юности  родители.  И под этим прозвищем он был известен по всей Камыш-Самаре и  в Зауральской орде. Старик Лаушка мог свободно общаться с казахами, великолепно знал  язык, нравы, обычаи соседских народов. Он был неплохим музыкантом, владел игрой на скрипке, гитаре, балалайке, домбре.
              Осенью 1868 года Курмангазы гостил на Фокеевым  хуторе.  

      Присутствующий на дружеской пирушке Никита Савичев (4 ) , войсковой старшина и его историограф , отметил , что « ...Иова  Бородин сделал мне большое удовольствие,  познакомив с Курман-Газы Сагырбаевым, первым артистом в игре на балалайке, знаменитым во всей Букеевской орде…Это мужчина средних роста и лет , с добродушным и умным лицом, одет ни богато, ни бедно , в татарском вкусе.  Он  недолго заставил просить себя и снял со стены домбру. Это ковшеобразная балалайка с длиннейшим, узким грифом, с двумя струнами и украшена порядочной инкрустацией».  

           По  впечатлению от игры , Н.Ф. Савичев  не ожидал, чтобы из такого первобытного инструмента о двух струнах могло выйти  что-нибудь похожее на музыку ; ... игра Сагырбаева происходит из того  же источника- дара и вдохновения» . С позволения кюйши  бытописатель-уралец  снял   во время игры  рисунок исполнителя казахских песен.  Исполненный за дружеским столом кюй был единодушно назван  «Лаушкен». 
     
     
     
    Лит.: Ноэль Шаяхметов. Кюй «Лаушкен».- в кн: Братство народов-братство культур : А.-А., 1985 г., сс.55- 61 ( летом 1967 г. в с. Алтынжар  под руководством скульптора – антрополога  Н. Ж. Шаяхметова  была вскрыта могила Курмангазы;  по черепу кюйши был составлен портрет композитора ) .
       
    Илл.:
     
    1. Букеевские казахи.
     
    2. Мавзолей Курмангазы в с. Алтынжар ( Астраханская область) . Возведен к 190 -летию со дня рождения кюйши. 3. Почтовая марка Курмангазы Сагырбаев 
      

    Примечания :  

    1. Курмангазы Сагырбаев ( Құрманғазы Сағырбайұлы) ( 1806- 1879) , домбрист, автор более 60  кюев , оказавших влияние на развитие казахской музыкальной культуры. Уралец Н.Ф. Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» (1868 г. )  писал: "Сагырбаев - редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины...».

    2 . Кюй - инструментальный жанр казахской народной  музыки. Кюйши – исполнитель , певец, поэт и композитор в одном лице.

    3. Бородины — видный старшинский род яицких ( уральсктих ) казаков , в истории давших несколько Атаманов Уральского казачьего войска,  славных офицеров  Российской армии , героев различных войн. Н.А.Бородин автор книги "Уральское казачье войско", выпущенной в 1891 г. в Уральске.

    Среди них, Фокей Никифорович Бородин, и его сын Иова, владеющие хутором на р. Большая Узень, близ Мухорского форпоста.

     Есаул И.Ф. Бородин  скончался 15 октября 1889 г. на 76-м году жизни .

    4. Са́вичев Ники́та Фёдорович  ( 1820-1885) , потомственный казак , бытописатель и  художник . Описал жизнь, быт и традиции Уральского казачьего войска. Опубликовал очерки  о Т.Г.Шевченко, встречах с акынами Приуралья Курмангазы и Махамбета , мятежника Исатая Тайманова.  

    Категория: Историко-географические очерки | Добавил: proskurin (01.03.2008)
    Просмотров: 3873 | Рейтинг: 4.3/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]