Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Историко-географические очерки

    Былинный походник Андрей Малов. Часть 2.

    Дедушка Русского Туркестана

     В I866 году протоиерей Андрей (Малов) был назначен Благочинным  церквей Сырдарьинской области. Причем,  в виду отдаленности епархии,  с правом без епископского благословения, строительства церквей и освяшение их, а также разрешать совершение  браков, не достигшим узаконенного возраста. К этому периоду своей  головокружительной карьеры он был удостоен  за пастырские труды наград, редких не только для священника, но и для государственных деятелей России, грамотами и благословением Св. Синода и Царствующего Дома.      За новые подвиги во славу Отечестваа  о. Андрей был награжден Кабинетом Его Величества палицей и  золотою митрою, украшенной большими изумрудами, рубинами и прочими драгоценными  камнями и званием митрофорного протоиерея  Ташкента. К 50-летию служения uеркви Ташкентское обшество преподнесло юбиляру наперсный крест и к его именинам икону Св. Андрея Стратилата ( 9 ) .

     Отмечая достойно заслуги о. Андрея (  Малова) , обер-прокурор Св. Синода граф Толстой в письме генерал -губернатору Туркестанского  края К. П. фон Кауфману  рекомендовал Малову принять место  епископа , предполагаемой к открытию  Туркестанской  епархии . Константин Петрович пригласил обожаемого им Малова и дал для прочтения  письмо, советуя не отказывать просьбе Синода. Малов прочитал, отложил в сторону  рекомендацию и, задумавшись, ответствовал: «Нет, Ваше Превосходительство, ну, какой из меня  архиерей. Учился я на медные гроши, дара красноречия  не имею. Да и житейским соблазнам подвержен. Не могу я расстаться с военными... Какой я  архиерей». Растроганный прямым ответом Кауфман  отписал Синоду  в Петербург. А вскоре было принято решение оставить за Маловым место старшего протоиерея Спасо- ­Преображенского военного Собора в Ташкенте.
    В правом приделе храма , разрушенного в годы Сов. власти, вдоль  южной стены,  находились  могила первого Туркестанского генерал-губернатора Туркестанского  края Константина Петровича фон-Кауфмана . Над его  могилой была устроена железная решетка, внутри которой две мраморных плиты: одна на могиле с надписью рельефными буквами - "Константин Петрович фон-Кауфман, родился 19-го февраля 1818 г., скончался 3-го мая 1882 г. Мир праху твоему, славный деятель"; другая на стене с надписью - "Генерал-адъютант, инженер-генерал Константин Петрович фон-Кауфман 1-й, кавалер Св. Георгия 2 ст., Св. Владимира 1-й ст., Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны 1-й ст., Св. Станислава 1-й ст. и др. Российских и иностранных орденов; первый Туркестанский генерал-губернатор и Командующий войсками Туркестанского военного округа 1867-1882; покоритель Самарканда 1868 г., Хивинского ханства 1873 г. и Кокандского ханства 1875 г. Устроитель Туркестанского края".
     В этом же приделе находилась  могила доблестного сподвижника фон- Кауфмана –  генерал-губернатора Туркестанского края ,   командующего войсками Турк ВО, войскового наказного атамана Семиреченского казачьего войска  Николая Александровича Иванова ( 1842- 1904 ).
    У северной стены левого придела располагалась могила первого настоятеля Собора протоиерея Андрея Евграфовича Малова (сконч.  3 апреля 1889 г.).

     В соборе особо чтимыми были  три иконы с прекрасно вызолоченными ризами - Св. Великомученика Пантелеймона, Иверской Божией Матери и Нерукотворенного Спаса.

     

    Священнику Малову  выпала честь встретить летом 1872 года первого епископа края Софония,  известного российского богослова , писателя  и миссионера . В миру его звали Степан Васильевич Сокольский (1799 – 1877 ). В начале июля 1872 года , после обозрения обширной церковной области, от китайской границы в Семиречье, до берегов Каспия,  Софония обратился к прихожанам с речью об открытии Туркестанско-Ташкентской епархии (10 )
     Двадцать лет спустя, в 1892 году  о. Андрей ( Малов)  ушел на покой, ссылаясь на расстроенное здровье. 3 апреля 1899 года, во время торжеств по случаю 60 –летия служения Русской православной церкви , Малов соборовался и тихо скончался . Гроб с телом «дедушки Русского Туркестана»,  протоиерея Андрея Малова несли на руках прихожане  от дома, что на Воронцовском проспекте, до ограды Спасо- Преображенского собора. Это был великий день скорби. По специальному разрешению из Петербурга, гроб с телом о. Андрея захоронили внутри храма, рядом с могилами почетных граждан. Как печально известно, разоренных памятников истории и культуры -  униженных и оскорбленных в социалистические годы , забытых соотечественниками.
     На снимках : 1.  Спасо-Преображенский Собор в Ташкенте   2. Софония архиепископ Туркестанский и Ташкентский.  
      

    Примечания:

     ( 1 ) Сярковский Гилярий ( у. 13 сент. 1889 г.), полковник, герой  Туркестанских походов, автор воспоминаний  Узун-Агачского  дела ( окт. 1860 г.)  , в котором получил ранение кокандской  саблей . Служил в Верном ,офицер 8-го линейного  Западно- Сибирского батальона

    Соч.: Воспоминания офицера о Туркестанских  походах 1864-1865 годах.- Военный сборник., т.т.197- 198, №№ 2-3, 1891 г. ( поход М.Г.Черняева из Верного. Ход военных действий соединения Новококандской линии . Гарнизонный  быт ).

    Лит.: ( о нем ) Коновалова Ю.Г. Воспоминания об отце.СПб, 1901 г.

     ( 2 )  Симонова Л. Андрей Евграфович Малов, протоиерей Ташкентского  собора. Ташкент,1890 г.

     ( 3 )  Черняев Михаил Григорьевич (р. 22 окт. 1828 г.  – у. 4 авг. 1898 г.), ген.-лейт,  чл. Воен. Совета,  видный воен., гос. и обществ. деятель. С  Русским  Туркестаном  связаны славные страницы биографии Черняева.  В 1864 – 66 гг. Ч. возглавил особый Зап.-Сиб. воен. отряд, который помимо воен. целей преследовал комплекс. изучение края.

    1 мая 1864 года отряд выступил из Верного , захватил коканд. крепости Аулие-Ата, Чимкент, Ташкент, Туркестан, присоединил новые терр. к России. Ч. создал т.н. Новококандскую линию , стал воен. губернатором  Турк. области (с мая 1864 г. – по февр.  1866 г. ) , ген.- губернатором Турк. края ( с 25 мая 1882 г по 21 февр.1884 г.)

    В его память город Чимкент  в 1914-1921 гг. назывался   Черняев .

     

    (  4 ) История Никольского Собора в Мензелинске, отнесенного к Уфимско-Оренбургской епархии ( 1799 -1859 гг.) см. в кн.: Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии, вып.4, Казань, 1904 г. 

     

    ( 5 ) Кутневич Василий Иоаннович, в1832-1865 гг. главный священник армии и флота.

    О нем см. в кн. Знаменитые люди Санкт-Петербурга.Биографичсеский словарь. СПб., 2003 г.

     

    (  6 ) Самигуллин И. Церковь Казанской Божьей Матери в Кзыл –Орде.- Простор, № 12, 2000 г.

     

    ( 7) Антиминс (вместопрестолие) - освященный архиереем шелковый плат (убрус или платок), с изображением  положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою
    на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. На  антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.  Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат - илитон. Он напоминает  сударь (то же плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии 
      

    (  8 ) Верный ( с 1921 г.-Алма-Ата; с 1994 г.-Алматы ; в 1854-89 г. военное укрепление,   центр Семиреченкого казачества; в 1867 -1924  г г. –главный город Семиреченской области в составе России ; в 1929-1994  гг. – столица Казахской ССР, затем Республики Казахстан

    Во время приезда Малова поселение Верное окормлялось духовенством Томской и, одновременно, Оренбургсккой епархией. Первым сященником был   Вышеславцев Евтихий Иванович,  иерей  Томской епархии  командированный в укрепение  Верное. Его стараниями был построен молельный дом, преобразованный 28 нояб 1858 г. в Алматинскую церковь во имя Свмч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – небесных покровительниц Семиречья. 

     ( 9 ) Проскурин В.Н. Дедушка Русского Туркестана, Веди, № , 2, 1999 г. 

    (10 )  Проскурин В.Н. 100 лет под благодатным покровом чудотворного образа .Свято-Казанский Собор Алматы. Издание фонда «Веди», Алматы, 1998 г. 

    Опубликовано  в журн.  Вестник военного и морского духовенства, 2005 г., № 2 (663)

    Категория: Историко-географические очерки | Добавил: proskurin (01.03.2008) | Автор: proskurin E W
    Просмотров: 2512 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]