Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Историко-географические очерки

    Былинный походник Андрей Малов. Часть 1.

    «...Вы обессмертили ваше имя в истории Туркестанского края. Вы первый из пастырей пришли в этот край и первый внесли свет Христова учения в эту темную и иноверную cmpaну. Под Baшим руководством строились первые православные храмы; на ваших глазах, при вашем участии, nолагались первые семена русской гражданственности, русской культуры, русского благоустройства на нашей далекой окраине, - семена, уже приносящие обильные плоды».

     (Из речи протоиерея Константина Богородицкоzo на день 60-летия служения А. Е. Малова Русской Православной Церкви.Ташкент, 26 февраля, 1899 г.) 

            Первое боевое крещение о. Андрей ( Малов)  получил 20 января 1862 г. при взятии кокандской крепостцы Дин-Курган  . Дело обстояло так. Месяцами раннее в Джулеке был снаряжен русский отряд, состоявший из 578 пехотинцев с 9 «единорогами» , 250 добровольцами султана Илекея, под командованием  генерала А.О. Дебу. Отрядным священником был назначен священник близлежащей  Ак-Мечети о. Андрей. Воины прошли с боями верховья азиатской реки Сыр-Дарья , осадили кокандскую крепость Яны-Курган. Правитель Ташкента  Канаат-ша  немедля  двинул  против русских до 2000 его сарбазов ( два года назад, между прочим,  кокандцы в том же составе пытались атаковать укрепление Верное в Семиречье, но безуспешно) .Недалеко от взорванных стен Яны-Кургана кокандцы было начали возводить укрепление Дин -Курган ( в переводе «холм веры» ) .Здесь и произошли основные события , « дело горсти храбрых с неприятелем в 15 раз сильнейшим, дело достойное вечной славы, наряду со знаменитейшими подвигами древности.», - писал военный историк М. Терентьев.

         «... Мне с ротою пришлось идти в арьергарде охотников, вспоминал полковник  Сярковский ( 1 ) -  Впереди по обыкновению бьл батюшка Малов. Он ехал на белой лошади в светлой одежде и держал высоко крест, который так блестел  , что сам казался солнцем... .На вражеском валу  Малов появился, как всегда, среди первых . И громогласно  провозгласил: «С нами Бог! Разумейте, языцы. и покоритесь!». Начальник экспедиции генерал Дебу был поражен отвагой священника и за ратный его подвиг представил к ордену Св. Анны 3-й степени. .

         За  круговой чаркой  Малов рассказывал ( 2) : : «В то время, когда отряд наш шел в атаку, я остановился  напутствовать двоих умирающих - они ле­жали рядом. Их и меня скрывала высокая трава. Я не мог видеть, да и не обращал внимания на то, что делается  кругом. А когда окончил свою обязанность и поднялся, чтобы сесть на коня, то вдруг увидел, что несколько коканцев мчатся прямо на меня... В первую секунду я оторопел... Впрочем, тотчас же  вспрыгнув на коня, круто  повернул его и поскакал  к своим . Коканцы скачут по моим следам, кричат, не хотелось мне им достаться живому, да и  безоружному защищаться нечем. Я просто мчусь и слышу дыхание их лошадей . Вот два  коканца заскакивают сбоку, хотят мне наперерез! Но конь у меня был добрый, выручил... Доскакал я до артиллеристов, спешился, и тут отдохнул...»  .

    Летом 1864 г. армейский священник Малов ободрял солдат при осаде города Туркестана . В заслуги ему  был следующий орден Св. Анны 2-й степени с мечами. В 1865 г. о. Андрей  мог вернуться к месту службы в Ак-Мечеть , но , увлеченный туркестанскими походами,  подает очередной рапорт  и остается в армии. Он едет волонтером в Чимкент, в доблестный отряд  Черняева ( 3 ) . Отметим, что ранней весной 1864 г. началось генеральное наступление на среднеазиатские ханства. Из Верного выступил отряд полковника  М.Г. Черняева в составе 68 офицеров и 2570 солдат при 17 орудиях и 2 ракетных станках на 789 лошадях и 3980 верблюдах с целью взять крепость Аулие-Ата. Тем временем из Перовска для занятия крепости Туркестан выступил отряд полковника Н.А.Веревкина численностью 1637 человек с 18 орудиями и 2 ракетными станками. Аулие-Ата была взята штурмом 4 июля, Туркестан - 10 июля. 17 июля отряд Веревкина был подчинен Черняеву Получив разведданные о числе войск в  Чимкенте , он в конце августа выступил к нему и 21 сентября штурмом овладел  цитаделью. 27 сентября произведенный в генерал-майоры Черняев  с отрядом всего в 1550 человек при 12 орудиях двинулся к Ташкенту и  произвел рекогносцировку укреплений города. В мае следующего года генерал  Черняев с отрядом численностью в 1951 человек вернулся к Ташкенту и после проведения осадных работ 15-16 июня 1865 г. штурмом овладел им.  

         Пионер православия в Средней Азии Андрей Малов родился в 1815 году в городке Бугульма, тогда Самарской губернии, в семье священника. Десятилетним мальчиком он был отправлен в Уфу, где воспитывался в стенах Оренбургской духовной семинарии. В 1833 году епископ Уфимский Иоанникий ( Образцов )  рукоположил выпускника семинарии Андрея Малова в сан священника.  Между прочим 1833 год был ознаменован  проездом по Оренбужью А.С.Пушкина и вступлением в должность военного губернатора В.А.Перовского ( с  кем Малов имел счастье познакомиться и завел многолетнею дружбу ). Местом служения  о. Андрея ( Малова) стало село Набережные Челны, что на реке Каме. На следующий год о. Андрей был переведен в Матвеевку, где священствовал еще десять лет. В уважение пастырской деятельности А. Е. Малов был зачислен в штат Мензелинского Собора ( 4)  и был награжден набедренником... Здесь, в Мензелинске, он схоронил дорогую супругу и остался бобылем с дочуркой Лизой.

           Годы служения  священника Малова совпали с периодом великого передела южных рубежей России. Затем , до организации Туркестанского генерал­-губернаторства, было героическое покорение Средней Азии, ее могущественных ханств - Хивинского, Бухарского и Кокандского. И биография о. Андрея (Малова) как нельзя ярче, живописнее, полнее, а, главное правдивее, раскрывает этот героический  период  19-го столетия.     В послужном списке   о. Андрея, находим, что он был человеком исключительным, ярким, самобытным. Под огнем басурманов он же исполнял роль медика и санитара, подменяя в исключительных случаях командира батареи.

    Современники рассказывают, что один только вид священника привлекал внимание , причем не только своих солдат, но и сарбазов ( т.е. пехотинцев) неприятеля. Для своих он был человеком чести, долга, слова, для чужих - ­вожделенной мишенью и добычей охотника. Обыкновенно о. Андрей ездил безоружным на белом коне. В правой руке он сжимал массивный крест, золотая цепь удерживала дароносицу на груди. Одевался он в светло-зеленый кафтан-подрясник, на голове носил модную в ту пору пуховую шляпу. Невзирая на опасность, исходящую от неприятеля, о. Андрей появлялся там, где это было необходимо, благословлял солдат или тихо шептал отходную над умирающим воином. Для каждого поднятый крест был символом победы: раненым давал бодрость духа;  умирающим служил залогом вечного блаженства в иной жизни. Слава «боевого попа», любимца офицеров и простых казаков, поистине «гремела трубой», - поется в одной из туркестанских песен. Малов в азарте боя не признавал даже временных уступок, не дай Бог, поражения: «Ошибка это, братцы! Ошибка барабанщика. Какой отбой! Ура теперь надо! Ур-р-ра!»

    И воодушевленные его громогласными призывами , воины находили самообладание, поднимались и шли в атаку за священником: «Идем, братцы, победа наша,  батюшка Ма.лов с нами!» Так  было  на полях сражений под  Джизаком и Ура-Тюбе, Ходжентом и Ирджаром, на горных кручах  Алая!
     

    Храмы  на Сыр-Дарье

     

         Генерал-губернаторы  Оренбуржья  и Западной Сибири  В. Перовский и Г. Гасфорт встретились   в Петербурге с целью согласовать в военном министерстве  соединение двух регионов одной линией  военных укреплений: со стороны Оренбурга через Ак-Мечеть, только что занятую  русскими войсками ; со стороны Омска через крепость Верная, начатой в ту пору к строительству.

       Перовский доложил императору положение дел на южных рубежах России,  когда по проекту  графа Сперанского Сибирь была административно-территориально  разделена на внешние округа  из которых образовались Степной край и Русский  Туркестан  , с последующей  ликвидацией ханского правления  в Средней Азии.  Реформы в царствование Александра  Первого и Николая Пав­ловича умиротворили  было мятежный край. Единственными для того времени мерами считались обуздание дикой вольницы степных соседей введением гражданского устройства и оседлости, смягчения нравов образованием и веротерпимостью, для чего на средства правительства строились для инородцев показательные фермы и хозяйства, мечети и при них школы. Однако, эти меры были восприняты степниками своеобразно, как признаки нашей слабости и уступчивости. Только постоянное присутствие русских войск на деле могло обуздать самоуправство ордынцев и водворить спокойствие в Тургайской Степи. Так воздвигались известные линии - Яицкая (или Ураль­ская), Оренбургская, Ишимская (или Горькая), Иртышская. К началу  19- го столетия здесь было устроено 46 городков-крепостей и 96 редутов. По Оренбургской и Ишимской линиях была устроена ограда из столбов в 4 фута высоты, соединенных обыкновенными жердями.В 1835 г. от Орска была вытянута новая линия с 5-ю укреплениями, коим быди даны громкие имена - Императорский, Наследник, Константиновский, Николаевский и Михайловский. Вдоль этой линии  даже задумали насыпать непрерывный вал со рвом, что-то вроде Китайской стены, против бесконечных набегов и степных пожаров, устраиваемых «недружелюбными подданными.

     Yовый план соединения  Туркестана  с Сибирью  оказался превосходным: вдоль т. н. Новококандской линии стали возникать новые города и веси. Сюда хлынули из России переселенцы, пореформенные крестьяне,  а с  ними промышленные и торговые люди , разночинцы, россияне военного и духовного сословий, создавшие здесь особую культуру  -Русский Туркестан .

        Перовский имел встречу с главным священником армии Василием Кутневичем  ( 5 )  и высказал особое мнение об иерее  Малове ,о  его житие и подвигах в Оренбуржье, о желании перевести армейского проповедника во вновь занятую войсками присырдарьинскую область  . В 1856 году по приглашению Оренбургского генерал-губернатора графа Перовского о. Андрей прибыл  для служения в укрепление Aк-Мечеть .

        По воспоминаниям ,"...крепость Ак-Мечеть, построенная на расстоянии четверти версты от правого берега реки Сырдарьи, представляла вид редута с башнями, имеющими более 50 саженей длиной каждый. Глиняные стены имели до пяти саженей высоты и столько же толщины при основании и были окружены широким и глубоким водяным рвом". 28 июля 1853 года русские войска штурмом взяли крепость Ак-Мечеть. В августе того же года  высочайшим повелением в целях увековечения памяти подвига В.А.Перовского крепость была переименована в форт Перовский (   в 1867 году форт  переименован в уездный город Перовск Сырдарьинской области, а в годы советской власти стал Кзыл-Ордой, в 1925 - 1929 гг. столицей Казахской АССР ;  ныне центр Кызылординской области ).

         Первое гражданское поселение при форте Перовском начало формироваться в 1858 году, когда на казенные средства здесь строились глинобитные мазанки для "женатых нижних чинов" ( 6 ) .Первая православная церковь в Перовске была походная, подвижная , – читаем в летописи, -высланная сюда по ходатайству о. Льва ( Гороховского) и освященная им  в октябре 1855 года.  В 1863 -96 гг. богослужение осуществлялось в новой церкви во имя Казанской Божьей Матери.Причем , церковь , первоначально строилась из сырцового кирпича с крышей из кошмы, и была размыта дождями... Первым священником  в 1855-56 гг. состоял Лев Гороховский , а вторым в истории Ак-Мечети , с августа 1856 года до ноября 1864 года  , был Андрей Малов . Перовская церковь до декабря 1906 года состояла в ведении военного ведомства. 14 апреля 1860 г. открылась первая приходская школа, под началом о. Андрея ( Малова) . Причем по программе составленной им  самим. Внутренний строй школы и ее программа были использованы для открытия подобных учебных заведений в крае. Инициатором этого благого дела был оренбургский епископ Антоний ( Радонежский.) .

    За заслуги в христианском окормлении первых русских поселений, в возведении первых православных храмов  Русского Туркестана, за  доблестную  пастырскую службу о.Андрей ( Малов )   был  удостоен многих светских и церковных наград –ордена Св. Анны всех степеней, ордена Св. Владимира, двух серебряных медалей на Георгиевской  и Владимирской лентах, золотого наперсного креста на Георгиевской ленте., фиолетовой бархатной скуфьей, камилавкой, набедренником. 

    За священным платом  

    На протяжении более десяти лет о. Андрей был связан с армией, перенося все трудности и лишения походной жизни. За те  благословенные  годы он завоевал попу­лярность, любовь и уважение офицеров и солдат, привыкших всегда видеть рядом своего духовного пастыря. Между походами о. Андрей сменял китель на рясу , возврашался к своей  обычной роли служителя церкви. В 1865 году он был назначен свяшенником походного храма во имя Св. Александра Невского в армии Черняева. Кстати, эта огромная, на тысячу моляшихся воинов, палатка­-церковь  пришла трудными верстами  из Верного в Чимкент  во время военно­- научной экспедиции  генерала Черняева в памятном  1864 году.

    «Чтобы не оставлять войска без пасхальной службы,- вспоминал М. Г. Черняев,- неутомимый, бесстрашный о. Андрей ( Малов)  с двумя казаками слетал за семьсот верст в Верный  за священным платом ( 7) . И, не отдыхая, вернулся в Чимкент. Да еше по дороге ночевал у какого-то степняка, который дал барана зарезать и предложил поменять лошадей» .

      Добавим, что путь Малова и его спутников пролегал по стране весьма настороженно относящейся к иноверцам. В горах Тянь-Шаня российские интересы натолкнулись на претензии Цинской империи и энергичную экспансию молодого и чрезвычайно агрессивного Кокандского ханства. Осенью 1860 года, на местности Кара-Кастек, западнее укрепления Верное, произошло трехдневное сражение с войсками кокандского хана . Славная победа в этой малой битве положила конец широким притязанием кокандцев на Семиреченские земли .В край пришел долгожданный, хотя и хрупкий мир, началось строительство и благоустройство поселений. В их числе возникли и получили развитие современные города юго-востока Казахстана: Алма-Ата (Верный) , Каскелен (  Любовинское) , Талгар ( Софийское)  , Иссык (прежде Надеждинская ) .

    Каким же, любопытно нам сегодня, предстал  центр Семиречья   в дни приезда сюда о. Андрея?

    Собственно  Верный был еше в перспективе, в проектах зодчих ( 8 ) . Но первые жители укрепления, - состояшего главным образом из казачьей  Больше-Алматинской станицы, ее Мало-Алматинского выселка и Татарской слободы, - называли  себя,  деревенских,  почтенными горожанами. Все станичное население составляло 6164 души. На 100 молодых мужчин, преимушественно военного сословия, приходилось 43 женшины.. Местные рукодельницы,  портнихи, да белошвейки приходились женихам в два-три раза старше по возрасту.

    Город у подножья Заиилийских гор поразил о. Андрея пестротой своих обитателей - сибирские казаки и малороссийские крестьяне, переселенцы разноплеменного Поволжья, сарты из кокандских и кашгарских владений, киргизы , принимаюшие оседлый быт, калмыки, бежавшие от произвола и обрашенные в христианство, татары, китайцы и евреи, живущие торговлей. Главнейшее занятие коренных жителей ,  сибирского казачьего сословия,   составляло земледелие, также скотоводство и пчеловодство. Верненцы понастроили 678 деревянных еловых изб, открыли 55 разнообразных магазинов и лавок, пустили 32 водяные мельницы, На юру станичного вече поставили церковь и нарекли ее Софийской. Здесь о. Андрей встретился со свяшенником Евтихием Вышеславским, обзавелся всем необходимым , дабы предстояшая Св.  Пасха  в армии Черняева удалась на славу !

    Заготовив на Страстной неделе запасные Св. Дары и отслужив пасхальную литургию, 28 апреля  1865 г. о. Андрей уже снова в  пути, в военном походе , совершает новые подвиги, участвует с добровольцами в поисках питьевой воды , необходимой для штурма Ташкента. ...Сам Малов  вспоминал дерзкую  и весьма опас­ную по тем временам вылазку в Верный  буднично: «Наступала Пасха весны 1865 года. Служить было нельзя, за неимением антиминса. Поэтому мне пришлось съездить верхом в г. Верный за платом ... Вернулся я и, к обшей радости боевых товарищей, Пасхальные службы справил, и разговелись мы по-христиански. А тут и раздался барабанный бой, мы выступили к кокандской крепости  Ниязбек».

         В 1873 году Малов совершил трудный и опасный Хивинский  переход , сопровождал раненых и больных на утлых лодченках через строптивое Аральское море. Вслед  за Хивой было покорение Кокандского ханства. Из новоприобретенных стран о. Андрей привез более тысячи аршин бархата и распределил ткань между церквами Туркестанского края. В рескрипте Александра Второго особо подчеркивалось: «... Проходя в течение многих лет служение в Туркестанском крае, вы приобрели любовь и уважение расположенных там войск, привыкших видеть среди себя в подвигах боевой и походной жизни своего духовного пастыря, всегда воодушевляющего их как словом, так  и ободрением наставника, так и примером личной доблести. В воздаяние отличных заслуг ваших и приемля в особенности Монаршее внимание, засвидетельствованное военным начальством, обширную  пастырскую деятельность вашу во время трудной Алайской экспедиции минувшего года, Всемилостивейше  сопричисляю  вас к Императорскому ордену нашему Св. Анны 1 –й степени, знаки коего, при сем препровождаемые, повелеваем положить  на себя и носить по установлению...». Отметим, что в результате присоединения к России Кокандского ханства 19 февраля 1876 г. была образована Ферганская область, начальником которой был блистательный полководец М.Д.Скобелев. Под его началом русские войска прошли  через труднодоступные тропы и ледяные, заоблачные  перевалы Алая, под крестным знаменем о.Андрея ( Малова). 
     
    На снимках : 1. протоиерей А.Е.Малов;
     2. Нападение кокандцев на казачьий выселок Узун-Агач ;  
    3. По дороге в  укрепление Верное. Станица Любовинская ( Каскелен) (  худ. Н. Каразин)
    Категория: Историко-географические очерки | Добавил: proskurin (01.03.2008)
    Просмотров: 2368 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 1
    1  
    «С нами Бог! Разумейте, языцы. и покоритесь!»- С этим я не согласен. Ведь в этих местах еще с 9 века люди уже приняли религию ИСЛАМ. А батюшка Малов наверное не знал об этом.
    Яны-курган и Дин-Курган крепости которые были построены моими предками. Во время штурма 1962 года этих крепостей, защитниками были мои предки, и предки многих коренных жителей Яны-кургана. Многие из них сложили головы защищая эти крепости. Они были на стороне кокандского ханства, так как оно было ближе по своей культуре и вероисповеданию.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]