Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Новый год в конверте
     
         История новогодней открытки прерывается в 1918 году. Идеологическая подоплёка искоренения традиции такова: «святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей плюс бытовая обстановка рождественского праздника вредна для здоровья и воспитания коммунистических детей».
         С принятием советского летосчисления Рождество стало отмечаться после Нового года. Из официальной жизни Страны Советов на долгие годы исчезли открытки «Съ Рождествомъ Христовымъ» , поздравления «Съ Новымъ Годомъ!» да и сама новогодняя ёлка...

       
            Привычная, витиеватая роспись на почтовой открытке с пожеланиями друг другу «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» появилась в старой доброй Англии 165 лет назад. Новогодняя открытка была расписана красками вручную и отпечатана литографическим способом. На картоне размером 5 на 3 дюйма (12,6 х 7,6 см) художник Джон Кэлкотт Хорсли изобразил за праздничным столом три поколения семьи сэра Генри Коула. По бокам отобразил сцены, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании, чем и отличалось семейство, которое делилось с бедняками одеждой и едой.
           В 1860 году производство открыток было поставлено на поток.
           В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причём предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном. Роспись потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем открытки стали печатать для России за рубежом, преимущественно в Германии, по заказу крупных книжных магазинов. Одним из первых художников почтовой открытки следует признать академика Николая Каразина (1842-1908). По крайней мере в Европе его талант ценили высоко. Будет справедливым назвать Каразина первым отечественным дизайнером, поставить его у истоков цинкографии в газетно-журнальном деле России.
          Между прочим, забытый современниками Н. Н. Каразин много лет отдал изучению нагорной Азии, степного Туркестана. Состоялся здесь как писатель, написал десятки очерков о его природе и людях, комментируя строки талантливыми зарисовками. Трудно найти более благодарного, внимательного, искреннего бытописателя и художника-этнографа в истории Семиречья и его главного города Верного (ныне Алматы). Он живо откликался на злободневные темы, события, явления, на все стороны жизни края. Каразин запечатлел памятники старины, увы, сегодня утраченные. Торжественные, радужные, полные любви к родному очагу акварели достопримечательностей Туркестана стали первыми в России почтовыми открытками. Таких ярких, живых, редких свидетельств прошлого много -  до четырёх тысяч рисунков, картин, виньеток. Много запасников музеев в России и за рубежом хранят до поры ещё не прочитанных «каразинских открытых писем». Наследия, адресованного нам, современникам, гордым, надменным, не признающим родства с прошлым. 
          Первые каразинские открытки были выпущены петербургским товариществом «Цзин-Лун», крупнейшим поставщиком чая. Это были картонки стандарта 9х14 см, установленные Всемирным почтовым союзом. Впрочем, фантазия отечественных производителей не ограничивалась. В начале двадцатого века открытки стали для России особым искусством. Ими украшали интерьер салонов и жилых зданий, выставляли на каминных полках, вставляли в специальные домашние альбомы. К Рождеству 1898 года попечительным « Комитетом общины св. Евгении» издана уже серия из десяти открыток по акварельным рисункам Л. Бакста, И. Билибина, А. Бенуа, К. Маковского, Н. Рериха. Помимо пухлых поросят главными персонажами открыток были роскошные трилистники, сказочные гномы, весёлые таксы, трубочисты, ангелы и даже мухоморы. Новогодние сюжеты пестрели лесными пейзажами и очаровательными детьми, которые играли в снежки или с нескрываемым восторгом спускались на санках с крутобоких гор. На открытках с заснеженными избушками, лихими тройками, нарядными крестьянскими детьми присутствует непременная трогательная надпись «С Рождеством Христовым!»...
          В Верном  изготовление и продажа доморощенных открыток начались в знаменитом фотоателье «Лейбин и сыновья». Особенно с открытием в 1907 г. Н. А. Тарнецким Варшавского представительства Всемирного почтового Союза. Алматинские открытки издавало знаменитое московское издательство «Шерер, Набгольц и Ко».
          Перебираю домашний альбом моих предков, смотрю на выцветшие старинные открытки. И на душе становится спокойно, будто рассеиваются все печали. Может, потому и хранили чудо-картонки мои родственники, знакомые, друзья, признавая их оберегами. Будто сами хотели уберечься от невзгод и передать новому поколению чувство тихого просветления. И видятся, нет, слышатся мне валдайские колокольчики, изгоняющие, по поверью, злого духа, будящие холодную землю и негреющее солнце. А на пороге моём стоит уже первый гость с пушистой веткой ели. И мы желаем друг другу удачи.
     
    АиФ Казахстан, № 52 ( 812 ) от 24 дек. 2008 г.
    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: proskurin (31.12.2008)
    Просмотров: 2539 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]