Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 2
    Пользователей: 1
    allenzs1
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Часовни . Прогулки по старой Алма-Ате
     
     

    Часовня, храм - памятник поставленный над престолом бывшей церкви, также, на распутье  дорог, у достопримечательных мест, на кладбище,  в воспоминание грозных явлений природы, исторических событий. Это молитвенное помещение без алтаря, где служат часы ,  а не литургию. Обыкновенно, здесь стоял киот, наполненный иконками, и перед ним зажженная лампада, - святая лучина православия  на далекой окраине Азиатской России.

         Храмы и часовни , богоугодные заведения   являлись единственными монументальными зданиями станиц Семиреченского казачьего войска, истинным их украшением   и гордостью, местом притяжения всей общественной жизни станичников. Культовые и казенные здания строились по типовым проектам, с предпочтением в объемно-планировочном решении кубического объема. Здания, построенные в этом стиле, не сохранились .  Советская художественная  критика , писала : « возобладал в строительстве храмозданий неорусский стиль , эклектическое соединение архитектурных  форм и элементов декора древнерусского  зодчества» . Само слово «эклектика»  в мире советского  искусства было ругательным. Однобокая оценка наследия периода «русского» стиля послужила моральному оправданию уничтожения памятников церковного  зодчества. Только в ходе подготовки к изданию Свода памятников истории и культуры Семиречья, обнаружился новый неизученный пласт архитектурного наследия русского церковного зодчества.

           Первым памятником  в память перехода экспедиции М. Д . Перемышльского  через Или летом 1853 г.  была часовня « на порфировых скалах Капчагая » . Само название р. Или  переселенцы  восприняли как местность Пророка Илии, потому и первую илийскую церковку поставили в его  имя .  Осваивая предгорья Заилийского Алатау,  первопоселенцы  называли их Елеонскими,  по той же библейской  христианской традиции.   Переселенцы поставили  в 1871 г. Казанскую  церковь- памятник  в Малой станице,  в  основание   Алматинских станиц и победы в Узун- Агачском  деле  ( 1860 г.), изгнания из Семиреченского  края  кокандцев. Кроме того, была установлена в Тастаке  « кауфманская беседка», место встреч  и проводов высоких гостей  края, руками которых была насажена Тастакская, т.н. "плачущая " роща.

          Среди первых  памятников отметим часовни поставленные  в память жертв верненских  землетрясений 1887  и 1910 гг., надгробья на могилах  первопоселенцев и военнослужащих , героически погибших в годы освоения края. Надо отметить, что формы увековечивания памяти людей были разные. Прежде всего , установка портретов и бюстов  меценатов, благоустроителей, выдающихся  врачей, педагогов, инженеров по месту их службы : в госпиталях – именные  койки хирургов ; в  библиотеках– именные  собрания  книг ; в музеях – именные коллекции дарителей. Таким же образом в обиходе появляются городские  названия-  рощи Алферова и Баума , гора Веригина  и мост Пугасова , площадь Зубовская или  улица Обуха.

           Первыми  монументальными   памятниками   конца ХIХ - нач. ХХ вв.  были  мемориальные сооружения  на месте боя под Узун- Агачом ( 1905 г. , скульп . А. Гоген , арх. С.Тропаревский ), Туркестанский  Кафедральный  Собор ( заложенный к 50 –летию основания города),  памятник – бюст  Александру Второму, « тому, под чьей державой возникло Семиречье» ( торжественное  открытие состоялось 17 сент. 1912 г.). Была предпринята установка  памятника  Г.А Колпаковскому ( автор П. Гурде ). Но,   собранные  средства  растворились в водовороте революционных событий в  Верном. 
    Все кануло в Лету...     

     

     

    Верненские часовни

     

    Часовня  у Святого  ключа в укреплении Верном , обращена 14 ноября 1858 года   в первую станичную  Алматинскую церковь Св. Великомучениц Софии и дщерей  ее Веры,  Надежды, Любови , небесных покровительниц Семиречья  ; инженер -строитель  П.А. Никитин . Святыня сохранилась на рисунке художника М.С. Знаменского , обозначенного датой «конец июня 1864 г.».

          По воспоминаниям 1858 года , можно представить освящение Софийского храма. С вечера служили всенощную, пели и читали все первопоселенцы и новокрещенные из калмыков, китайцев , солонов.  Певчих на клиросе было до восьми , все из сибирских казаков, музыкантов -трубачей . Старушки в опрятной строгой одежде, поправляли свечи и лампадки. Старики в ситцевых косоворотках, подпоясанные расписными кушаками, зажигали паникадила. К богослужению понаехало много мирских и чиновников, народу было видимо-невидимо..

           В восемь часов утра  майором Г.А.Колпаковским  был произведен развод и команды За-Илийского отряда выстроились в каре. Священник  Евтихий Вышеславский совершил церковный парад , с литургией и  водоосвящением из горной речушки.  По совершении благодарственного молебствия  с крепостных  валов был произведен  многократный пушечный выстрел , под залпы которого народ  с иконами и хоругвями , в сопровождении всех присутствующих , обошел кругом новоявленного  укрепления, переименованного в Верное. «По имени города вашего да будет и житие ваше!», - изрек священник.

            Яркая обрядность  освящения Софийской церкви объединила первопоселенцев , скрепила их верой и надеждой  , дала путевку в жизнь  городу возникающему в предгорьях Алатау .

                 

    Часовня над местом  Св. престола  Туркестестанского  кафедрального  собора, разрушенного землетрясением 28- го мая  1887 г.  Снесена, находилась в городском  парке, ныне  восточная часть 28-ми гвардейцев-панфиловцев.

           История Собора коротка и печальна. Храмоздание было поставлено в 1884 г. и три года спустя погибло в природной катастрофе. Местная газета писала по этому поводу: «...постройка Собора начата еще в 1868 г. Возведение его поручено Комитету по устройству города. К этому собору проведена в 1869 г. от  Алматинской  станицы  улица  , обсаженная деревьями. На месте назначенного для губернаторского  дома  начато разведение сада. Выбрано и обнесено рвом и валом место для  кладбища и построена на нем часовня из камня» ( речь идет об освоении ныне Парка 28-ми гвардейцев –панфиловцев. В.П.)

          Однако, благоустройство Соборной площади дало толчок развитию  Нового города на юго-запад от станицы . В 1869-74  гг.  проведен  бульвар ( с  1879 г. ул. Соборная , затем  проспект  ген. Колпаковского , с 1919 г. пр. Ленина,  ныне Достык ). В 1912 г. восточный участок парка, -  названный в народе Церковным или Гефсиманским садом, благоустроили, руины фундамента храма  засадили белой акацией, установили  беседки и скамейки, поставили памятник -  бюст  императору Александру-Освободителю .

        В 1899 г. западную  часть  городского  парка, раннее занятого станичным  кладбищем, стала именовать  Пушкинский садом. Здесь был заложен и в 1907 году воздвигнут новый Туркестанскимй  собор.

         Описание часовни находим в  похоронном  церемониале первых большиков Семиречья К. Овчарова и  А. Березовского. В апреле 1919 г. городской  парк получил в связи с этим событием название «Парк борцов павших за Свободу  » .  Газета отмечает , что устроители , предварительно проломив лаз в фундаменте часовни ,  поместили внутрь  помещения гробы героев  , словно  горшки на ухвате.  После селя 1921 года место  часовни расчистили и организовали коммунистический пантеон , где предавали земле партийно-советскую  элиту города.  После войны  на этом  месте  разбили  Мемориал Славы , с  зажжением Вечного огня .

     

    Часовня Знаменская, что на Гостинодворской площади, по пр. Колпаковского (ныне торговый центр на пр. Достык  ).  Возведена в годовщину Верненского землетрясения 28 мая 1887 г. по проекту П. Гурде строителем М. Аликиным. Бытописатель П. Зенков по этому поводу заметил: «мы, семиреченцы, со страхом вспоминаем прошлогоднюю катастрофу, строим часовню-памятник ко дню ее годовщины. И украсили часовню, вокруг фонаря ея, подобающей надписью, а именно: «И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на нас Бог».

          В  раннее утро 28 мая 1887 года ( по старому стилю) в городе Верном произошло крупнейшее  в истории геологии землетрясение. Область разрушений оказалась огромна: на севере –  Аягуз, на юге -  Кашгар, на западе-  Ташкент, на востоке-  Урумчи. Верненская трагедия была услышана магнитными приборами Павловска, Николаева, Берлина и ряда других сейсмических станций.Эпицентр землетрясения оказался на северном склоне Заилийского Алатау, в Больше-Алматинском ущелье.

        Знаменская часовенка , - очаровательное творение архитектора Поля Гурдэ и  художника Николая Хлудова, возводилась всем миром. Большие пожертвования на строительство памятника внесли городской голова  Семен Быков, купцы Михаил Аликин, Евтихий Фомин и Никита Пугасов. Она вместила в себя росписи и витражи трагических событий, портреты героев-спасателей и спонсоров, мемориальные доски и иконы,  иные сценки разрушенного стихией города. Ежегодно к часовне совершался крестный ход в назидание и в память потомкам. В 1927 году во время реконструкции Зеленого базара , часовня-памятник была бесмысленно , варварски  разрушена. С тем была вырвана важная, пусть и трагическая, страница истории нашего города.    

     

     

    Часовня в память землетрясения 28 декабря 1910 г., стояла за Малой станицей на развилке Талгарского  и Кульджинского  трактов.

        Предполагалось строительство четырех  часовен, по всем четырем сторонам света и въезда в Верный. Перед революцией успели поставить одну.  Между прочим, малоалматинская часовня заняла свое место в истории.. авиации . Она была выбрана ориентиром для прибывающего 1 апреля  1919 г.  в наш город самолета, -  первого в истории Семиречья перелета красвоенлета А. Шаврова  рейсом  Актюбтинск-  Ташкент- Верный . Был устроен коммунистический субботник ,  убрали лишнее, подготовили аэроплощадку . « Было это в 1919 году, - вспоминал очевидец.  Над городом неожиданно появился аэроплан. Он летел с запада на восток, звенел и стрекотал в вышине, и все это казалось каким-то волшебным сном. Удивительная машина пролетела к окраине города, снизилась и села на ровной зеленой поляне. Что тут началось! И стар и млад, кинулись в поле. Впереди всех, поднимая густую уличную пыль, с визгом и криками неслись мальчишки ».

           Во время организации колхоза «Луч Востока» часовня была снесена ;  стройматериалы предполагались на строительство то ли школы, то ли книжной лавки колхоза. Да так видать и не сгодились...

     

    Часовня Братская, в память иконы Казанской Богоматери. Поставлена  Семиреченскоим  православным  братством . 17 декабря 1895 г. обращена во Всескорбященскую церковь, что на Малом базаре.  В советское  время здание  использовалось под клуб пионеров  имени Инессы Арманд , затем, музыкальную  школу имени Глиэра . Снесена в 1987 г. во время строительства административно -жилого здания по ул. Фурманова и Горького.

     

    Часовни Семиречья

     

    Часовня в память перехода первопоселенцами края  р. Или   летом 1853 г . Поставлена на средства купцов Владимира и Василия Кузнецовых на порфировых скалах Капчагая  ; строитель Павел Зенков .  В  1874 г. обращена в  станичную церковь Св. Пророка Илии.  

          В середине лета 1853 года военный отряд Пристава Большой орды  Михаила Перемышльского, выйдя из Копала, подошел к старинной переправе Огуз-Уткул, что вела через своенравную азиатскую реку Или в горы и долины Тянь-Шаня. Отряд встретила небывалая гроза и переправа в бурю затянулась чуть ли на неделю. Чрезвычайно сложные обстоятельства  того памятного года, вынудили пристава обосноваться на местности Иссык. Прежде всего, продвижению отряда мешали междоусобицы, вспыхнувшие вдруг среди  тянь-шанских народов, и невероятно холодная зима, вызвавшая бескормицу и падеж гужевого транспорта .

         Только к весне следующего года, изучив предгорья Заилийского Алатау, заложив базы продовольствия и фуража, отряд Перемышльского выбрал место для сооружения крепости Верное  в урочище Малой Алматинки.

          В  1965-71 гг., в  Капчагайской теснине возвели гидроузел ( проект  арх. Е.В.Эрхарт, инж. Н.В.Вологдин ). Старый поселок Илийск ( основан в 1853 г.) , с ним памятники его  истории, строительства и благоустройства , оказались в зоне затопления и ушли на дно  рукотворного Капчагайского водохранилища.

     

    Часовня в память Узун-Агачского дела 1860 г. ( с. Казанско.Богородское ; основано  в сентябре   1859 г., ; с 1870 г. крестянское  село, названное  в память осеннней  иконы  Казанской Богородицы , под покровом которой, происходили главные  исторические  события Семиречья.  Ныне , Алматинская область, Карасайский район)  

           Часовня  и памятник поставлены  на Сауруковом кургане над Братской могилой убитых воинов ; часовня разрушена  землетрясением 1887 г.  В  1905 г. восстановлена , в связи с возведением нового памятника Славы ( скульп.  А.И. Гоген арх. С. Тропаревский) . Узун-агачское дело, сражение  на местности Кара-Кастек ( 19-21 окт. 1860 г.) против   экспансии  Коканда на земли  Большой орды Семиречья . В деле с  кокандской  стороны участвовал объединенный  отряд  кокандцев, андижанцев, дулатов под началом  военачальника ( сераскира ) Канагат- шаха численностью в 16 тыс . пехоты и 5 тыс. конницы дулатов, 10 орудий артиллерии.

          С русской  стороны – За-Илийский отряд  подполковника Колпаковского (9 рот, 6 сотен при 9 орудиях и 2 ракет станков; в бою 2440 чел. ; в резерве, для обороны Верного был оставлен  гарнизон ( составленный  из добровольцев , преимущественно  женщин , стариков, парубков  в 5 рот, 4 сотни, 4 орудия и 5 ракет. станков).

    Основное  сражение произошло с рассветом 21 октября  1860 г.  Штыковой и рукопашный бой продолжался 9 часов. Потери со стороны неприятеля составили ок. полутора тысяч убитых  и раненных , среди которых 6 пансатов ( пятисотенных воин. начальников ) . С русской   стороны – 1 убит, 26 ранено и 6 контуженных, среди которых офицеры  Г. Колпаковский и Г.Сярковский. Первым казахом  удостоенного  медали «За храбрость», был султан Аблес Аблиев , из рода Аблайхановых , толмач Пристава Большой орды,  герой  Узун-Агачского дела.

            Первый с вестью о победе в Верный вернулся отряд Д. А.  Шайтанова  . Торжественные дни совпали с праздником осенней иконы Казанской Божьей матери , потому  в ст. Мало-Алматинской был поставлена Казанская церковь-памятник ( сохранилась до наших дней) , к 50-летию сражения Войсковой собор в Большой станице наречен  «Узун-Агачским»  ;  были названы улица  и бульвар города ;  само село Узун-Агач переименовано в Казанско-Богородское.

           В 1921 г. во время торжеств по случаю юбилея национального  восстания 1916 года, было принято решение о сносе памятника в Узун-Агаче. Как  пролетарский ответ  на « ноту лорда Керзона»  ( были в  те революционные  годы подобные  гражданские казни - спектакли ).  Однако, удалось мускулам рук и энергии волов  содрать медальоны с портретами героев сечи, надвершие, в виде орла,  терзающего в  когтях карту владений Кокандского ханства. Повалить памятник наземь не удалось. Весь металлом был сдан  на чугуно-литейный завод, который, как известно, так и не был пущен.      

            В 2007 г. семиреченские казаки  восстановили памятник , но ,  без часовни над братской могилой ( также утраченной).   Реставрация  проведена самостийно, без анализа первоначального проекта , с включением в памятник ложных элементов ,   никогда не бывших на этом обелиске Славы.
     
    На снимках : 1. Часовня в Русском Туркестане , худ. Н. Каразин ;
    2.Укрепление Верное. худ.  М. Знаменский ;
    3. Туркестанский кафедральный собор. 1884-1887 гг. 
    4. Знаменская часовня .1887-1927 гг.
    5. Первый крест над Или . 1891 г. худ. Н.Каразин ;
    6. Памятник Славы . Работа скульптора А.И.Гогена, 1905 г.
     

    Лит. : Георгиевские кавалеры, вып. 3., СПб.,1861 г.; Недзвецкий В.Е. Узун-Агачское дело ( историч. справка к 50-летнему юбилею 21 окт. 1860 г.), Верный, 1913 г. ;  Проскурин В.Н. Верный ( Алма-Ата, Алматы ) в кн.: Свод памятников истории и культуры г. Алматы- Алматы: Казахская энциклопедия, 2006 г.- стр. 37-126; его же.  

     Православие Семиречья в памятниках истории и культуры Казахстана ( XIX-  XX вв.) .- В кн.: К истории христианства в Средней Азии. Ташкент, 1998 г., стр.47 -  61 ; его же.

    Судьба крамольного обелиска.-Памятники истории и культуры Казахстана, вып. 5, 1992 г.

     

     

     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: proskurin (12.08.2008)
    Просмотров: 4527 | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]