Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Кладбища . Прогулки по старой Алма-Ате
     
     
         Кладбища  Алма-Аты,  общей площадью  до  900 га, среди прочих   Центральное ( пр. Райымбека, 178 га) , Северное (ул. Бейсебаева,  49 га), Кенсай ( ул. Сарсенбаева , 50 га) , Западное ( пос. Бурундай, 40 га), кладбище по ул. Рыскулова   и другие отдельные  участки - православные, мусульманские ,  еврейские  захоронения .Включая могилы  иностранных военнопленных (австро-венгров  времени Первой мировой войны ; немцев,  японцев, итальянцев – в годы  Второй  мировой войны; поиски и благоустройство могил  которых продолжаются   )  .
     
             
    На Центральном кладбище, где первые захоронения появились в конце 20-х гг. прошлого столетия ( бывшие земельные владения Иверско-Серафимовского  женского монастыря ) имеются три воинских мемориала, а также, могилы участникам  Отечественной войны , инвалидам , эвакуированных  в тыл , умерших от болезней и  ран в госпиталях Алма-Аты,    деятелям литературы и искусства , науки и производства Здесь  благоустроили могилы  выдающихся иерархов  Русской православной церкви,  митрополитов Алма-Атинских и Казахстанских Николая  ( Могилевского )  ( 1874-1955 ) и Иосифа ( Чернова)  ( 1893-1975 ). Местночтимые их могилы являются  адресом поклонения православных.  Представляет собой памятник истории и культуры , местом поклонения иудеев со всего мира могила Леви Ицхака Шнеерсона  ( 1878-1944 )  раввина , любавичского  хасида,  видного кабаллиста и ученого еврея.

            Среди мемориальных сооружений — новые памятники и плиты на домах, где жили выдающиеся деятели науки и техники, истории и культуры; надгробия на могилах героев нового времени.  Более 30 могил взяты под охрану государством; установлены надгробья, памятники-бюсты, мемориальные сооружения.

            Однако, в   Алма-Ате снесено  до 28 исторических  кладбищ , известных с середины 19-го столетия , большинство из которых  располагалось на территории снесеных  храмов,  вдоль Ташкентской аллеи ( ныне   пр. Райымбек ),  в междуречье Малой Алматинки и Весновки ( Есентай) освоенного  под городскую застройку.  Из крупных  потерянных кладбищ , нынешние парк 28-ми гвардейцев-панфиловцев,   вокзал Алма-Ата-2 ,  промзона машиностроительного завода им. Кирова ;  кладбища станиц Большой и Малой Алматинской,  в Татарской слободе .  

           По оценкам специалистов кладбища – это  не памятное место , где полагалось в старину начинать уроки георгафии, истории, краеведения , вести разговор о городской хронологии . В наши дни – это бросовая земля, где расположились погосты , -  государственные казенные предприятия. Равнодушное  и циничное к предкам определение , видимо ,  полагает  присутствие здесь   коммерции,  торга,  вандализма . В 1906 году в городе Верном было издано наследие мыслителя Н.Ф. Федорова под общим названием «Философия общего дела». Философ  предрекал, что наступит время аморальности и безнравственности, утилитарного отношения и прагматического взгляда на памятники и памятные места человеческой цивилизации, когда, по федоровскому мнению , могилы отцов превратятся в праздные гульбища.   

          
           Нечто подобное произошло в истории нашего города, в котором прошлое не ужилось в гармонии с настоящим. Кладбища, на которых лежали предки, известные и неизвестные горожане, были разорены и оказались под городской застройкой. Например, район железнодорожной станции Алматы 2, промзона между улицами Макатаева и проспектом Райымбека, парк 28 гвардейцев-панфиловцев, где нашли временное упокоение жертвы землетрясения 1887 года и селя 1921 года, сталинских репрессий и голода, герои революции и гражданской войны. Не стали историей города дорогие могилы почетных граждан города Э. Баума, П. Зенкова, С. Быкова, первосвященников Софония и Никона, аксакала города Верного Сеида Ахмета Сейдалинова, сводного брата Абая султана Халиуллы Ускенбаева, героя первой мировой войны, губернатора Семиречья М.А. Фольбаума, топографа Е. Воронина. Несть им числа, которые наш свет сопутствием для нас животворили!

     

    Надгробные  памятники Центрального кладбища :

     

     Ауэзову ,  1964 г. , скульп. Е.В.Вутетич

         В верхней части высокого  серого гранитного постамента барельеф  писателя. На надгробной плите текст ( с именем, фамилией  и датами жизни) и посвящением: «Вечно живет тот, кто миру оставил бессмертное слово». Рядом  с могилой гранитная скамейка, которую венчает декорированная ваза.

            Решением Алма-Атинского горисполкома № 2 / 35 от 26 января  1984  г. памятник внесен в государственный список истории и культуры местного значения.

    Памятник установлен в честь  Аузова Мухтара Омархановича (1897 -1961),  казахского писателя, общественного деятеля, академика, лауреата Ленинской и Государственной премий, член Советского комитета зашиты мира .

    Лит-ра : Памятник М.О.Ауэзову   – В  кн.: Государственный список памятников истории и культуры  Казахской ССР республиканского и местного значения ( сборник документов), А.-А., 1983 г., стр. 5, 17  ; Памятник-бюст Мухатару Омархановичу Ауэзову   -  В кн.:  Памятники истории и культуры Алматы ( каталог документов), Алматы, 2003 г.,  стр. 142-143 , 164-165, 186 

     

    Байсеитовой  , 1960 г. , скульп . А.П. Антропов

            В центре сооружения,  перекрытого  гранитными плитами,  установлена стела, со сложным рельефом, на фоне которого высечена белая фигура певицы. На плите высечены  имя,  фамилия  и даты жизни. Памятник получил оценку «летящей народной песни над вечными просторами  Степи ».

            Решением Алма-Атинского горисполкома № 2 / 35 от 26 января  1984  г. памятник внесен в государственный список истории и культуры местного значения.

             Памятник установлен Байсеитовой Куляш ( Гульбахрам ) ( 1912-1957), певице, народной артистке СССР, лауреату государственных  премий .

    Лит-ра :Надгробный памятник  Куляш Байсеитовой -  В кн.:  Памятники истории и культуры Алматы ( каталог документов), Алматы, 2003 г.,  стр.

    184

                                                                                       

    Сатпаеву ,  1968 г., скульп. А.П.Антропов, арх. Н.А.Простаков

          Поясная скульптура К.Сатпаеву высечена из черного гранитного блока: основание- из красного гранита. На плите отлиты в металле  имя , фамилия  и даты жизни.

           Решением Алма-Атинского горисполкома № 2 / 35 от 26 января  1984  г. памятник внесен в государственный список истории и культуры местного значения.

    Памятник установлен в честь Сатпаева Каныша Имантаевича (1899- 1964), государственного и общественного деятеля, академика, первого президента АН Казахской ССР , геолога, лауреата Ленинских и государственных премий.
     
     

    Лит-ра: Исторические захоронения и художественные надгробья .- в кн.:  Памятники истории и культуры Алма-Аты ( сб. документов) , Алматы, «Онер», 2003 г., стр. 184-197 ; Проскурин В.Н. Верный ( Алма-Ата, Алматы ) в кн.: Свод памятников истории и культуры г. Алматы- Алматы: Казахская энциклопедия, 2006 г.- стр. 37-126 
     
    На снимках: 1. Вечный огонь Мемориала Славы в городском парке; 2. Поминальная молитва японским военнопленным; 3. Закладной камень в Сосновом парке жертвам голодомора ; на этом месте установили другой памятник- пересмешнику Алдару-Косе, герою народных небылиц.
    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: proskurin (11.08.2008)
    Просмотров: 15547 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/11
    Всего комментариев: 1
    1  
    Интересно, есть ли сайты кладбищ со списками погребенных (на сегодняшний день). Ведь многие ищут кого-то из других стран, городов, да и наши тоже, бывает забыли, г де находится могила. Или такое запрещено, и это информация закрытого типа?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]