Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 3
    Пользователей: 1
    NathanLexy
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Город над рекой Утрата.
                     
     
                  Город над рекой Утрата  

    Историко – архитектурные экскурсии по старой Алма-Ате

     

     

         Решением XXVII  сессии  маслихата города Алматы III –го созыва   21 декабря 2006 года  утверждена    городская программа «Культурное наследие» на 2007-2009 годы. Документ разработан в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана в 2006 году «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», а также в соответствии с законами Республики Казахстан «О культуре», «Об особом статусе г. Алматы», Указом Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 1019 «О государственной программе развития г.Алматы на 2003-2010 годы», Республиканской программы развития сферы культуры на 2006-2008 годы, утвержденной Постановлением Правительства РК №1161 от 24 ноября 2005 года, и итогами расширенного заседания Акимата города Алматы от 18 октября 2006 года . 

           Программа  должна охватить  широкий  круг проблем, связанных с изучением истории города.  Об этом и другом  с подобострастием рассказывают сайты  казахстанского  Интернета .
     

            Отметим, однако , то главное, ради чего  собрался высокий маслихат и была принята программа «Культурное наследие» . Гвоздем собрания , как и ожидалось, были  предложения академиков  К.Нурпеисова , К.Байпакова , К.Бурханова, М.Абусеитовой (  всему свое время, и время всякой  вещи под  небом,  все кстати ) . Ученый мир сумел убедить маслихат, что цель  оправдывает средства : «на  основании  выявленных данных археологических исследований,  новых письменных и нумизматических источников,  Алматы сформировался в X - XI веках.  Это был город со всеми присущими ему признаками крупного политического, экономического и культурного центра средневекового Казахстана» .

          Говоря о возрасте Алматы и определяя его в тысячу лет, ученые  мужи отметили, что имеется в виду не время обживания человеком района Алматы в эпоху бронзы и раннего железа ( III - II тыс. до н.э.), а время сложения здесь населенного пункта, соответствующего в науке признакам дефиниции города: центр административный власти, ремесла, торговли, культуры и идеологии. Остается только назвать  поименно жителей праАлматы ,- ф. и. о., род занятий , отношение к власти , иные анкетные данные . Ну, за этим дело надеюсь не станет . Программа нацелена выпустить  в свет ряд  опусов , свидетельствующих об исключительной древности региона. Рассказать о своих  героях глазами очевидцев.    

           Доклад ученых возымел действие и  Программой  были исключены памятники « времен Очакова и покорения Крыма»  , но  внесены нужные моменту  два  глобальных  проекта : создание археологического парка «Боролдайские сакские курганы» - являющихся комплексом самых-самых  грандиозных  на территории Казахстана , мир еще не удививших курганов сакской элиты и  скромного музея под открытым небом «Верненская крепость». Где  в назидание скептикам ,  случайно , навстречу пожеланиям  трудящимся, был  обнаружен средневековый город Алматы . Золотые  экспонаты  тюркской элиты  призваны  затмить пролетарское происхождение социалистической Алматы . Стереть память  о ставшем костью в горле колониальном городе Верном.  А значит, как говорили деды- коммунисты -   «Есть такая партия» ,  археологическая, - то бишь  научная база разрушения старого мира .    

         Разработчики Программы  признают национально- политический крен нововведений   : «Многое утверждалось еще в советское время, и не учитывает реалии сегодняшнего дня... Назрела острая необходимость в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы в области охраны и использования историко-культурного наследия.  Важную роль должен сыграть разработанный Закон Республики Казахстан «Об использовании историко-культурного наследия». Да, использовать  наследие  научились в наши дни   на полную катушку.

           Комплексное решение обозначенных  сиюминутных  проблем в рамках настоящей, - полагают  инициаторы  Программы , - будет способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана.  Акимату  города Алматы  поручено  осуществлять постоянный мониторинг и оценку эффективности реализации Программы посредством контроля за ходом исполнения мероприятия планов.

      

            Итогом многолетней и плодотворной , так и не увиденной  никем  работы  чиновников от культуры,  стала разработка и рассмотрение перечней объектов, подлежащих к включению и исключению из действующего  списка памятников на Градостроительном совете города Алматы, на расширенном заседании комиссии с участием ведущих специалистов в этой области и их последующее утверждение постановлением акимата города Алматы от 27 сентября 2006 г. № 6/1139.

         Критерием отбора памятников по  исключению из Списка послужили такие принципы как :

          изменение  полное или частичное первоначального облика ,  утрата памятника - уйгурский театр, дом Бреусова, дом Мурова, дом Сейдалина;

          утеря историко-культурной ценности  монументов, возведенных деятелям советского времени - Фрунзе, Виноградову, Емелеву, Борцам Октябрьской революции и т.д. Эти памятники предлагается перенести в Парк культуры и отдыха Ауэзовского района. Пусть отдохнут комиссары,  настоялись.

           Согласно установленного законом порядка, материалы по исключению 20 памятников тстории и культуры ( лежащих на совести чиновного произвола )  направлены на согласование в Министерство культуры и информации РК для их последующего утверждения Правительством РК.  Не  сомневаюсь , осквернение  историко- архитектурного наследия  будет  нарастать  в  геометрической  прогрессии.   

              Критерием для включения памяитников в  Список послужила индивидуальная авторская разработка проектов (архитекторы Ратушный, Рипинский, Гинзбург) и их архитектурная уникальность - гостиницы «Иссык» и «Достык», телебашня, комплекс зданий и сооружений на площади республики, Музей книги, Дом политпросвещения, Центральный музей РК и т.д.    Планируется провести паспортизацию выявленных 28 памятников археологии и 18 новых объектов архитектуры и монументального искусства, а также продолжить работу по оформлению Охранных обязательств.

           По результатам историко-архивных изысканий и натурных обследований ( кем и когда была проведена титаническая работа,  чиновники умалчивают)  обновлен Список памятников истории и культуры г.Алматы, насчитывающий в настоящее время 179 памятников истории и культуры, из которых 30 памятников имеют республиканское значение: 99 – истории и архитектуры, 52 – монументального искусства, 28 – археологии.

     

          Попробуем еще и еще раз пробраться сквозь  частокол постановлений, решений, инструкций и прочей высокой риторики чиновников от культуры   , тихой сапой  подменяющих Закон «Об охране объектов историко-культурного наследия» » .    

          Разработчики Программы  искренне полагают , что   « современное состояние культурного наследия города Алматы характеризуется посильным обеспечением комплекса мер по сохранению, изучению и популяризации многовековых культурных традиций, открытием новых монументов и активизацией работ по реставрации памятников истории и культуры…    

          В документе  сказано о якобы разработанном   проекте   Положения и  составе Общественной комиссии по культуре города Алматы, что уже подготовлены материалы по возобновлению работы Инспекции по охране памятников ( хотелось бы знать в лицо тех инспекторов , с молчаливого согласия которых идет крупномасшатбный снос старой Алма-Аты ) .

             Далее , цитирую по Программе : « приняты меры по улучшению культурной инфраструктуры г. Алматы: реставрированы Казахский Государственный цирк, здание ТЮЗа им. Г.Мусрепова, музей Байтурсынова, зоопарк, гора Кок-тобе» . Тем не менее разработчики Программы  признаются ( или  замечают от лукавого )  :  «   сложившаяся ситуация в сфере сохранения и развития культурного наследия требует принятия безотлагательных комплексных мер по дальнейшему развитию и активизации деятельности в этом направлении.  Многие исторические, археологические и архитектурные объекты, представляющие огромное значение для национальной истории, нуждаются в неотложной помощи. Большинство из них не защищены от разрушения и уничтожения вследствие урбанизации, индустриализации и технократизации.

             Пользователями и собственниками допускаются факты искажений первоначального облика памятников, а археологические объекты уничтожаются в процессе производства земляных и строительных работ. Необходимо возобновить работу городской инспекции по охране памятников, призванной Законом осуществлять контрольно-надзорные функции и пресекать факты выявленных нарушений» .

          Своеобразно разработчики Программы отчитываются о потраченных ими на благое дело средств : « В бюджете практически не предусматривались средства на реставрацию архитектурных памятников. Например, за последние 5 лет была проведена реставрация лишь 3-х объектов: частично бывшего дома Офицерского собрания (ныне Музей народных музыкальных инструментов им.Ыхыласа), бывшего здания Верненского 3-классного училища (ныне здание Министерства культуры и информации РК) и здания Кафедрального собора.  Реставрация этих памятников, за исключением Кафедрального собора, проводилась из средств республиканского бюджета ( непонятная бухгалтерия, если учесть , что в той же Программе говорится о невесть откуда взятых миллионах)  

          Заметим, в   области воссоздания историко-культурных памятников города Алматы, Департаментом культуры в 2005 году была составлена и утверждена техническая спецификация на ремонтно-восстановительные работы первоочередных 33 памятников монументального искусства. Общая сметная стоимость выполнения этих работ составила 52 миллиона тенге.

           Если учесть , что  «Свод памятников истории и культуры города Алматы » , изданный к руководству и действию в 2006 году,  составлялся в сжатые  сроки  , на основе личного архива   и энтузиазма двух-трех специалистов в области памятникоохранного дела возникает вопрос:

         кому были перераспределены средства от долгосрочной  Программы на т.н.  археологические исследования , ремонтно-восстановительные работы и прочие  охранные мероприятия  приписываемые  плодотворной работе чиновников Департамента по культуре.  Насколько известно, авторы  «Свода»  К. Байпаков, Е , Малиновская,  М. Нурпеисов, В.Проскурин  получили мизерный гонорар, им было отказано даже  в авторском экземпляре. Причем представлены авторы сводного  тома весьма своеообразно . Их  заменила широкая  фигура господина Б. Г. Аягана,  всемогущего , весьма предприимчивого  чиновника,  главного редактора  «Казахская энциклопедия» . Он и  собрал сливки с издания- гонорар, имя, авторство. К тому же  пригрозил грозной  припиской  на титульном листе  : «Все права на книгу принадлежат ТОО «Казак энциклопедиясы». Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя» Т.е. находится не под защитой  Закона   РК об авторском праве , а под влиянием  амбиций самого господина  Аягана.

            Следом за риторикой , победными реляцими , пустозвонством ,  собственно,   начинается  «читабельный»    текст Программы , своим содержанием направленный на снос памятников, мешающих элитному строительству города.  Авторы   документа сетуют, мол,  действующий  Список памятников истории и культуры  не корректировался с 1982 года ( а за что радетели  наследия  четверь века  получали   зарплату, премии , звания ! ) .

           И   что до сих пор в списке значатся несуществующие памятники, разрушенные или уничтоженные во время пожара  ( заметим , что странными пожарами уничтожена значительная часть памятников архитектуры . Скажем, старый ТЮЗ или Собор в Большой станице . А  на месте  пепелища  тут же начиналось новое элитное  строительство .Т.е. налицо  давление  Градостроительного и Земельного кодекса  на   Закон  об историческом наследии.  А проще, коммерческий сговор  заинтересованных сторон  ) .  

          Департаментом культуры, -  если  взять и поверить авторам  Программы «Культурное наследие»  , -    проведена реставрация зданий  Музея народных музыкальных инструментов им.Ыхыласа (б. Дом офицерского собрания),  Министерства культуры, информации и спорта РК (бывшее здание Верненского 3-х классного училища).   Реставрация Вознесенского Кафедрального собора в парке 28-гвардейцев-панфиловцев в апреле 2005 года отмечена Почетной премией ЮНЕСКО в области консервации культурного наследия. Также согласованы реставрационные работы зданий Академии Наук РК, универсама, кафе гостиницы «Казахстан»,  Госрезиденции №4 и казарм Верненской крепости ;   идет согласование реставрации зданий Главпочтамта, Церкви Казанской богоматери, гостиницы «Достык» и Дворца бракосочетания.  Но ,  други  старины,  как  говорится,  как ни садитесь, вы музыканты не годитесь.

          Однако , настораживает другое .  За годы действия  Закона РК  об охране памятников истории и культуры снесены практически все памятники архитектуры верненского и алма-атинского периодов. Если в советское время разрушались отдельные объекты наследия,  в наши торжествующие демократией  эпохальные дни сносятся уже кварталы города , его историко-культурные   и природные ланлшафты. «Долой с платформы современности», -  вот лозунг дня,  возвышенный до  административного  восторга  !

      

            Представляю читателям персонального  сайта  не просто   печальный список утрат , заложенных государственной  Программой , А  предлагаю встряхнуть стариной , и пройтись  по старой Адма-Ате , взглянуть на минувшее , обратить внимание на уходящее . Назовем эти статьи- справки  общим определением- Историко – архитектурные экскурсии, или просто, прогулки  по старой Алма-Ате

            Здесь будут и  очерковые статьи, как  Генеральные планы развития г.Верного , Комитет по учреждению города Верного, Строительное отделение Областного правления, рассказывающие как возник и развивался город . Но и понятия , явления , симпатии ,  такие как алма-атинские сады,  Парки , Площади,  Улицы или  скверы . Очерковые статьи снабжены сносками на алфавитные статьи, написанные  от А до Я , по названиям  улиц . Скажем, А- Абая улица. Или  М- Макатаева улица . В алфавитной статье автор намерен представить  сведения об архитектуре и истории  самих улиц,  их жилой и общественной застройке , наличии на улице памятников ,  на стенах домов мемориальных досок , иных  достопримечатетльностей.  

     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: proskurin (07.08.2008)
    Просмотров: 2592 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]