Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Памятники духовной культуры Семиречья.Начало.
       
     

                                                                 Владимир Проскурин

     

     

    Памятники  духовной культуры Семиречья (начало)

     ( по кн.:  Свод памятников истории и культуры г. Алматы. - Алматы. ТОО «Казахская энциклопедия» , 2006.-360 стр.)

     

           Еще  в первой половине  1 тыс. н.э.  Средняя  Азия и Казахстан оказались доброжелательной обителью и местом встреч мировых религий, из восточных провинций Римской империи, затем Византии , через Сасанидский Иран. Следы взаимовлияния сохранились не только в письменных  источниках, но и в вещественных  памятниках археологии, архитектуры, искусства,  в нумизматике.Чокан Валиханов рассуждая об исторических  судьбах  Семиречья, на развалинах средневекового   Алмалыка писал: « В этой части Азии было много несторианских и монофизитских конгрегаций. На озере Иссык-Куль сирийские якобиты, по свидетельству Каталонской карты, имели монастырь с мощами Св. Матфея. Христианство здесь так сильно распространилось, что возбудило против себя несколько гонений... К несчастью, киргизы ( казахи) успели уничтожить последние остатки уцелевших зданий, принимая их за ламаистские капища».
          Из трех основных  течений христианства – мелькитства, монофизитства ( яковитов) и несторианства в  регионе с 3 в. н. э. преобладало последнее. В сочинениях  древних  авторов мусульманского  Востока христианство называлось «Исавийа  или  Яссави » , от восточного  имени Иисуса Иса. Несториане же носили название «насарония» . С 1885 г. , времени  раскопок городища Тарскакент ( т.е. город христиан ) ,  начинается изучение М. Андреевым , Н.Пантусовым  ,Ф. Поярковым  башни Бурана и несторианского кладбища близ Пишпека, погребальных памятников  Семиречья.  

           Середина  19 в.  новый этап оживления христианства и миссионерства на территории  Семиречья. По «Уставу о сибирских  киргизах» ( 1822 г.) , в отношении духовных дел,  рекомендовалось привлекать миссионеров  для распространения христианства среди номадов, тем более что вера их более языческая, чем магометанская.  Паства росла не только за счет православных ; среди военного  и гражданского  населения , торговцев и ремесленников  было немало  католиков  и лютеран, менонитов –немцев . 

           По вероисповеданию население  Семиреченской  области  в 19- нач. 20 –го столетий было  преимущественно мусульмане (88, 1 %)  .Далее шли христиане (из них - 42917 православных,  230 католиков, 85 лютеран ) , 13 армяно-григориан, 22 раскольника ; иудеи (296 человек) . Замыкали пеструю  этнокультурную  таблицу записанные в мещане сарты, татары,  и иностраннные  подданные, преимущественно торговцы из Восточного  Туркестана .

           В 1865 - 82  гг. в Семиречье  хлынула волна переселенцев из  мятежного  Китая,- дунгане, таранчи,сибо,  солоны, калмыки, татары, киргизы  гонимые мусульмансикми   междоусобицами. Многие  народы были обращены миссионерами в православие . До тысячи обездоленных  самостийно уплотнили Сарканд, превратив его в своеобразный  центр «всех религий мира »  ; представители народов были введены в казачье станичное правление , решали сообща вопросы благоустойства . Даже  был принят «сухой Закон» среди поселенцев. Национальные  слободы  появились   и в других   поселениях  края -  с общим названием Ташкентская ( или Татарская) , Хохлацкая (т.е. Украинская ) , Дунганская , Таранчинская ( Уйгурская) .В Средней Азии русские поселения назывались Муджуки, что вероятно произошло от слова «мужик» . Правда , понятие «Ташкентская»  скорее выражало не национальный  , а торгово-промышленный  смысл слова («ташкентцы» , -это деловики , коммерсанты  ) .  Дунганская и Тарнчинская  волости  преимущественно обосновались  в Джаркенте.  24 июня 1878 г.  в Верном образована Дунганская  слобода , день ее открытия стал ежегодным  мусульманским  праздником.

           В 1917 г. в Петрограде произошел переворот большевиков, который тяжелыми последствиями прокатился по всей России. Торжество Великого  Октября стало точкой отсчета времени в российской  истории,  началом свершения величайшей социально-экономической трагедии. С одной стороны было восстановлено Патриарщество на Руси, с другой- начался Красный терррор , время воинствующего атеизма. В Верном, в роще Баума был   растрелян Пимен,  викарный  епископ Семиреченский и Верненский  , начался снос храмозданий и культовых  мемориальных  сооружений. С карты региона исчезли названия , по мнению большевиков, прописанные в годы «царского проклятого прошлого», -  « в честь чиновников коронной службы, церковного клира и царского дома». К середине  30-х гг. главная  церковь Семиречья Свято-Никольский храм был обращен в Республиканский  музей истории религии и атеизма. С тем церковная жизнь угасла на долгие советские  годы.

     

     8.1.      Культовые и мем  сооружения в исламе .

     

                  В  1924 г. краевед В.Д .Городецкий  совместно  с  востоковедом  А.Э. Шмидтом  по заданию Туркомстариса продолжил  прерванные  революцией и гражданской войной занятия по изучению памятников старины Семиречья. Между прочим, отмеченные еще в дорожниках средневековых   авторов. Он же открыл в 1922 г. в междуречье Малой Алматинки и Весновки городище  (известное как городище 3-й группы «Алматы II» , ныне на терр. Военного  института КНБ ) , определив его как «небольшой земледельческий  поселок». В разное время здесь были найдены остатки кузнечной   мастерской, чагатаидские серебряные монеты с неизвестной тамгой, керамика XI – нач. XIII вв.

             По результатам археологической  экспедиции 1939 г., рук.  А.Н.Бернштам,  выходит первая работа по памятникам  Алма-Атинской  области. В научной  литературе возобладала точка зрения о локализации средневекового  Алматы. Однако, масштабных археологических   исследований не проводилось, нет данных о наличии оборонительных стен, толщины культурного слоя, стратиграфии. А значит, вопрос о пра-Алматы не решен окончательно. Тем не менее , в начале 21-го столетия группа ученых К.Нурпеис, К.Байпаков, К.Бурханов, М.Абусеитова  « на основании  археологических исследований, письменных и нумизматических источников» , изменили мнение  на все 360 градусов  и с горячностью штудийца   доказывают ,  что Алматы сформировался в X - XI веках.  «Это был город со всеми присущими ему признаками крупного политического, экономического и культурного центра средневекового Казахстана», -заявляют ученые  .Говоря о возрасте Алматы и определяя его в тысячу лет,  академики  отметили, что имеется в виду не время обживания человеком района Алматы в эпоху бронзы и раннего железа ( III - II тыс. до н.э.), а время сложения здесь населенного пункта, соответствующего в науке признакам дефиниции города: центр административный власти, ремесла, торговли, культуры и идеологии.

          В связи с изложенным в наши дни   любопытно выслушать  авторитетных ученых прошлого. Востоковед В.В. Бартольд и художник С.М. Дудин ,  командированные в конце 19-го в. по поручению В.В. Радлова в Семиречье  , определили  на перспективу интерес к памятнкам старины . Мол мы, разочарованные « не встретили сколько-нибудь замечатательных  памятников древности». Однако,  ученые  бегло осмотрели  на китайской  границе « Алмалык, гробницу Туглук-Тимура и орду чагатайских ханов», местность между Иссык-Кульской и Илийской долинами. Побывали на строительстве Джаркентской мечети, исполненной на «своеобразном  сочетании  элементов китайских  и мусульманских  цивилизаций » . Среди прочего, Бартольд познакомился  с городищем близ Верного.

     

           В начале  прошлого столетия по Семиречью действовало 269 мечетей и молитвенных домов под духовным  кормлением 40 ишанов (в Верном - муллы), 8 медресе, 154 муж.  и 5 жен.  мектебе, 7 домашних   школ мус.  воспитания. Почиталось пять Святых мазаров, к которым совершался «малый хадж». В дореволюц.  период в Верном дважды, в 1906 и 1916 гг. были проведены съезды мусульман Семиреч. обл. и Кульджинского края.  В 1917 г.  в  Верном для 16 тыс. правоверных было возведено 11 мечетей. Различались они по принадлежности к религиозной общине – Сартовская, Таранчинская, Токмакско-Дунганская, Кульджинско-Дунганская, Наманганская или Кашгарская. При мечетях были учеб.  заведения и библиотеки, оборудованные на гос.  счет, средства меценатов или вакуфные доходы. На ярмарках, в  Гостиных  или постоялых дворах , на  базарах  устраивались художественно оформленные хаусы (водоемы) для проведения молитв торговцами .

          Первая мечеть  в крае была поставлена в 1819 г. в подворье султана Сюка на Каратале ; в  сер. 19-го в. -    в Аягузе, Сергиополе, Лепсинске, и далее повсеместно.  В  1859 г.  в  укреплении Верном,   в Ташкентской  торгово-пром. слободе, на пр.  берегу Алматинки. Здесь, селились «чала-казаки хлебопашцы», торговые люди «ташкентцы», «семипалатинские татары», которые наладили производство кож, выделку юфти и сафьяна. При Соборной мечети действовало медресе, где обучалось до 70 мальчиков. Переселившиеся в окрестности Верного чала -казахи образовали «образцовый аул» Байсерке, где «были построены крепкие избы, действовала ярмарка, на центр. площади возведена мечеть красивой архитектуры».

          До землетрясений 1887 г. и 1910 г.  на планах Верного значатся три мечети. Сохранившиеся фотографии и чертежи нельзя признать обширным иконографич. мат-лом. Однако, он достаточен для выявления общей линии развитии зодчества, его оценки с точки зрения истории архитектуры Казахстана, на практике – для реконструкции и раставрации конкретных памятников. По фотографии известен внешний вид только одной,  купца Алымова в Татарке,  в 1887 г. разрушенной  землетрясением мечети . Она была сложена из кирпича, и, по всей вероятности, купольного типа. Другие мечети были колонные. В архитект. отношении отличались, разве что, минаретами, да традиционными полумесяцами над крышами верненских одноэтажных домов. Но были и весьма значительные культовые постройки. Среди них - Соборная мечеть в Татарке ( арх.  С.Тропаревский, 1908-11 гг.; строилась  по заказу муллы  Аямбая  Чагатаева,  на средства купца Г.В. Дюршмидта). В сов. годы в мечети располагался пролетарский  клуб  рабочих фабрики «Пимокат» . Здание с годами было снесено.

              Мечеть № 4 Оренбург.  Магомет. собрания занимала гор. квартал по ул Торговой и медресе «Исхакия» по ул. Лепсинской.  Комплекс  строился  на средства Исхака Габдулвалиева. В 30-е атеистич.  годы здания мечетей не разрушали, а приспосабливали к новым условиям. Хотя имущество советско-парт.  органы изымали  полностью. В бывшей мечети № 4 открыли «Театр нац. меньшинств». Минарет служил «живой рекламой». С его высоты артисты воспроизводили фрагменты предстоящих гор.  концертов, митингов, манифестаций. Здесь же располагался техникум Турксиба. В 1976 -79 гг. во время ст- ва универсама, историч.  здание было снесено.

         Алматинская мечеть на ул.Пушкинской известна по спискам 1924 г. , как построенная на средства «каратальских казахов», переехавших на место жительства в Верный. Снесена в 1990-е гг.; на ее территории поставлена новая, Центр.  мечеть (освящена 5 июля 1999 г.). Величественное здание отделано мрамором и цветными изразцами. Мечеть венчает голубой купол диаметром 20 м и выс. 36 м; выс.  минарета 47 м (арх.  С.Баймагамбетов, Ж.Шарапиев, К.Жарылганов; конструктор К.Толебаев).

           Среди религиозных учреждений прошлого отметим и тюркский дарльмуаллимин (училище), открытый в доме Сейид-Ахмета Сейдалинова, аксакала сартов Верного (ныне - фонд Кунаева).

     

    8.2. Культовые и мем  сооружения в христианстве.

     

          Из трех осн. течений христианства – мелькитства, монофизитства ( яковитов) и несторианства в  регионе с 3 в. н. э. преобладало последнее. В соч. древ. авторов мус. Востока христианство называлось «Исавийа  или  Яссави » , от восточ. имени Иисуса Иса. Несториане же носили название «насарония» С 1885 г. времени  раскопок М. Андреевым , Н.Пантусовым  ,Ф. Поярковым  начинается изучение башни Бурана и несторианского кладбища близ Пишпека, погреб. пам Семиречья и  городища Тарскакент ( т.е. город христиан ) .

          Сер. 19 в.  новый этап оживления христианства и миссионерства на терр. Семиречья. Самым распространенным храмом становится воен. походная палатка или легкая, временная  часовня, без колокольни, поставленная наспех,  из  сырцового кирпича или кошмы, вроде степной юрты. Поход. иконостас  , церк. утварь священник возил с собой, открывая на передовой молитвенный дом.  С  1850 г. в Копальской станице , затем в укреплении Верном, строятся первые православеык   дома, образуются приходы в станицах Алматинской (  1856 г.), Лепсинской ( 1858 г.) , Софийской ( 1864 г.) , Урджарской ( 1865 г.) , далее повсеместно. Благочиния  имели двойное подчинение, относились к Оренбургской  и Зап. – Сибирской  епархиям одновременно .  С 1871 г. утверждена  самостоятельная  Туркестанская  епархия ( с центром в г. Верном).

           По данным Всероссийской  переписи в Туркестане к нач. 20 в. на более чем 6 млн. мусульман приходилось 391 тыс. православных или на 5340 мечетей 306 храмозданий. Здесь жило более 10 тыс старообрядцев, 8 тыс.  лютеран и около того каталоков, до 17 тыс.  христан-сектантов всевозможного толка. Особую  группу составляли албазинцы Кульджинского края.  С  1865 г. в пределы Семиречья водворялись народы мятежного Китая, - сибо, солоны, калмыки ,- обращенные миссионерами в православие. Они составили костяк образованного в 1867 г.  Семиреченского каз. войска  ( по вероисповедному составу казаки делились на православ. – 15396 душ, католиков- 22, лютеран-19 , мусульман- 228 , ламаитов- буддистов -117 душ) .

          В  столице Семиречья Верном , до землетрясения 1887 г.  и после, были возведены храмы-памятники  на гор.  площадях  - Покровский, Свято-Вознесенский, Свято-Казанский, Софийский, Свято-Никольский; воен.  Алексеевский Собор; Серафимо-Иверский  жен.  монастырь; часовни, домовые церкви при муж. и жен.  гимназиях, приюте, на загород. даче архиерея. Для стр- ва культ.  и мем. сооружений в Семиреч. области  назначались при Консистории епархиальные архитекторы - Н.П. Наранович, С.К. Тропаревский. На примере стр-ва Свято-Взнесенского Собора ( 1904-07 гг. , арх. К.А. Борисоглебский , Тропаревский, инж. А.П.Зенков , Н.И.Степанов)  виден наметившийся в конце 19-го – нач. 20 вв. процесс разделения труда зодчего на профессии архитектора-проектировщика, дизайнера, инженера –конструктора и исполнителя.

          На планах города Верного, на северо-зап.  перекрестке улиц (ныне Калдаякова и Кирова) значится Римско-католич.  костел (1914 г., ксендз Мечислав Сабочинский), однако др. сведений о существовании церкви, фотодокументов не обнаружено.

            Первыми  П. созданными  для увековечивания  историч. событий  была часовня « на порфировых скалах Капчагая » , в память перехода экспедиции М. Д . Перемышльского  через Или летом 1853 г. Само название р. Или  переселенцы  восприняли как местность Пророка Илии, потому и первую илийскую церковку поставили во имя святого.  Осваивая предгорья Заилийского Алатау, они называли их Елеонскими,  по той же библейской традиции.   Переселенцы поставили  в 1871 г. Казанскую  церковь в Малой станице,  в память основания Алматинских станиц и Узун- Агачского  дела ( 1860 г.), изгнания из Семиреч. края  кокандцев. Кроме того, была установлена в Тастаке  « кауфманская беседка», место встреч  нач. края, позднее, извест. путешеств. и ученых, почет.  гостей Верного. Среди первых  П.отметим часовни поставл. в память жертв верн. землетрясений 1887  и 1910 гг., надгробья на могилах  первопоселенцев и военнослуж., героически погибших в годы освоения края. Надо отметить, что формы увековечивания памяти людей были разные. Прежде всего , установка портретов и бюстов  меценатов, благоустроителей, выдающихся  врачей, педагогов, инженеров по месту их службы  ; в госпиталях – именные  койки хирургов, в  биб-ках – именные  собр. книг, в музеях – именные коллекции дарителей. Таким же образом в обиходе появляются гор. названия-  рощи Алферова и Баума , гора Веригина  и мост Пугасова , пл. Зубовская или  ул. Обуха.

           Первые монумент. П. нач. ХХ в. -  мем. сооружение на месте боя под Узун- Агачом ( 1905 г. , скульп . А. И.Гоген , арх. С.Тропаревский ), Турк. Каф. Собор ( заложенный к 50 –летию основания города),  пам.- бюст. Александру Второму, « тому, под чьей державой возникло Семиречье» ( торжеств. открытие 17 сент. 1912 г.). Была предпринята установка  пам. знака  Колпаковскому Г.А. ( автор П. Гурде ).

           Первая православ.  церковь (первонач. молитв. дом) была поставлена в крепости на площади, у Святого ключа. Церковь освятили в память небесных покровительниц Семиречья - Святой Софии и ее дочерей Веры, Надежды, Любови (инженер-строитель П.А. Никитин, 1858 г.). В 1872 г.  в Большой станице инж.  В.А. Фишер поставил новый, каменный храм. Причем, прежнее здание до окончания строительства находилось внутри строящегося. Рачительность и бережность мастеров ценилась. Ведь ближайшая ярмарка была только в Ирбите, за тысячу верст. Потому каждый гвоздь в Семиречье был дороже вдвое. Старую Софийскую церковь перенесли по бревнышку в Малую станицу, «придав ей высоты и прочного основания» (автор реконструкции П.Зенков). Для станич. церкви акад . В.В.Васильев  исполнили в авг. 1869 г.  иконостас.  Возобладал в стр-ве храмозданий неорусский стиль , эклектическое соединение архитект. форм и элементов декора древнерус. зодчества.Само слово «эклектика»  в мире сов. искусства было ругательным. Однобокая оценка наследия периода «русского» стиля послужила моральному оправданию уничтожения памятников церков. зодчества.

            В Больше-Алматинском Соборе были преданы земле верненские первосвященники - архиепископ Софония и епископ Никон. Здесь хранились реликвии, связанные с атаманованием Г.А. Колпаковского, его Георгиевские кресты, полученные за правое дело. Здесь, был предан земле последний наказной атаман войска М.А. Фольбаум (Соколово-Соколинский). Во время красного террора, т. н., «сов.  мураевщины» Собор был разграблен, иконостас и казачьи реликвии уничтожены, гробы почет.  горожан осквернены. В сов.  годы здесь работал кинотеатр «Ударник» (с 1939 г.). В 70-е гг. прошлого столетия здание было поставлено на гос. охрану, началась было реставрация. Но случившийся пожар уничтожил остатки историч.  места Алматы. На месте атеистич.  раззора бывшего Софийского собора любители старины предполагают возведение часовни-памятника.

          На Центр.  кладбище Алматы похоронены выдающиеся иерархи Рус.  православ.  церкви митрополиты Алматинские и Казахстанские Николай (Могилевский 1874-1955 гг. и Иосиф ( Чернов 1893-1975 гг.). Местночтимые их могилы являются адресом поклонения православных, благоустроены и представляют собой памятники истории и культуры.

           В 1995 г. , в престольный праздник Вознесения , ожила звоница на кафедр. Соборе, бывший мн. годы краеведч. Музеем. Посетившие торжество  патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и Президент РК Н.А.Назарбаев  приняли решение  о возвращении Свято-Вознесенского Собора верующим. Начались работы  по реставрации памятников церк. зодчества и стр-во новых храмозданий.
     
     
    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: proskurin (28.07.2008)
    Просмотров: 3948 | Рейтинг: 4.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]