Главная | Регистрация | Вход
Персональный сайт Владимира Проскурина
Поделитесь
Меню сайта
Категории раздела
Памятники культуры и религии Алматы [27]
Архитектура,городская археология, книжные сокровища, достопримечательности
Туризм, краеведение, экскурсии [17]
Историко-географические очерки [23]
Туркестан. ЖЗЛ: годы, имена, судьбы.
Казачество в Азии [26]
Летопись Заилийского края [28]
Дайджест прессы [22]
Домашний архив [9]
Наш видеозал [4]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Памятники культуры и религии Алматы

    Дом работников искусств ... окружен бдительными операми

    Владимир Проскурин

     

     

    Дом работников  искусств ... окружен бдительными операми

          Торжественное открытие алма-атинского театра оперы и балета в год начала Отечественной войны 1941-45 гг. было сорвано. Причин был несколько , причем  анекдотами  спущенных «сверху» .Городские обыватели и бузотеры горячо обсуждали придуманное действо. Якобы, из- за грандиозного пожара, уничтожившего проектно-сметную документацию, ценные бумаги отдела кадров, фамилии архитекторов и авторов строительства. Мол, горит и кружится планета, над нашей Родиною дым....

          Другой причиной задержки открытия театра была проверка органами НКВД  на советский образ жизни  десятка деятелей искусств и литературы Казахстана . Так уж случилось, здание  театра попало в списки «врагов народа». Прежде чем стать театром имени Абая Кунанбаева  , «дом работников искусств» носил  имя первого секретаря Компартии Казахстана  Левона Мирзояна , растрелянного в сталинскую эпоху.       


       Или рассказ о заложенной бомбе в основание  театра вредителями строительства . Чекисты «обезвредили» здание  найдя опасный  путь из бетонного бункера . Между прочим, из катакомбов построенных пленными японцами,  пугающих бездонностью глубиной и размерами . Что  расположенного на холме в бывшем  яблоневом саду , в т.н. зеленом «фойе театра»  ( в ту пору еще не успели снести городские усадьбы вокруг Оперы .С годами по сторонам театра разбиты скверы, фонтаны, водопады. В восточ. части поставили кафе "Карлыгаш"  и бюст М.Ауэзову ( 1967 г. , скульп. Т. Досмагамбетов ), на западе- кафе "Театральное" и бюст Ж. Джабаева (1971 г., скульп. Х. Наурызбаев). Крутыми  были в юности те головокружительные спуски к зданию, расположенного на дне  ямы, курдонера спрямленного уровнем улицы Красноармейской (Панфилова) . Здесь,  были самые отважные спуски местной  ребятни - зимой на санях или коньках.

         Руководство театра безропотно согласилось с выбором репертуара , даже в ущерб постановки  доморощенного  спектакля «Золотое  зерно », оперного шедевра Александра Зильбера ( он же композитор Ручьев). Искушенному зрителю либретто, написанное рукой Сабита Муканова, предлагало коварство и любовь по-советски. Напомним содержание оперы. В одном из колхозов Казахстана работают комсомолка  девушка-тракторист Айша и беспартийный юноша Сафар. В колхоз проникает замаскированный враг Тана, дочь бывшего бая. Она сбивает любовью Сафара  на ложный путь и честный юноша начинает лодырничать. Вскоре его призывают в Красную Армию, где он, избавившись от влияния Таны, героически проявляет себя в бою у озера Хасан и получает орден. Вернувшись из армии Сафар решительно отвергает любовные чары Таны, поведение которой вызывает у него законное сомнение. Тана и полевод Айдар замышляют покушение на передовых людей колхоза, едущих на ВСХВ. Но в последний момент Тана, узнав, что у Айдара имеются компрометирующие ее материалы и толкает своего пособника под колеса Турксиба.В последнем акте оперы показано открытие казахского павильона на выставке. Здесь происходит окончательное  разоблачение Таны органами НКВД, долгожданное объяснение в любви Айши и Сафара


    Театральный сезон был начат 4 ноября 1941 г. оперой «Нергиз» М. Магомаева и Р. Глиэра . Следующими спектаклями в программе были «Тихий Дон» и «Ер Таргын».
        



           На Октябрьские торжества
    , на смену азербайджанским подвигам партизан, поставили революционную оперу «В бурю», в главной роли  российского баритона В.А. Канделаки . Возможно, эти спектакли ставились на сцене  Дворца культуры , что было возведено раннее на перекрестке ул. Комсомольской  и 8-е марта . Среди первых,  народными артистами СССР  режиссером Э.И. Юнгвальд-Хилькевичем (Узбекистан) , дирижером В.И. Пирадовым (Украина) , в исполнении казахстанского художника А.И. Ненашева. Словом , в открытии театра присутствовала интернациональная дружба народов СССР.

         Однако, кассы Оперы открылись  31 октября , с продажей билетов на дневные и вечерние спектакли. Приняли участие артисты Ш.Бейсенова (партизанка Нергиз) и Н.Толыбаев ( Гасан-кеши, отец Нергиза), также О.Хан  , братья Абдуллины, А. Умбетбаев, К. Джандарбеков , К. Байсеитов и другие знаменитости. Необычность открытия театра  заключалась в том, что его строительство совпало с началом Отечественной войны, когда ожидалось известное в истории сражение за Москву, в котором приняли участие казахстанцы дивизии генерала И.В.Панфилова. Алма-Ата в ту пору была объявлена Всесоюзным тылом, город наполнился эвакуированными предприятиями и трудовыми бригадами, деятелями науки и техники, искусства и литературы. Строителям Оперного театра была выдана  «броня», что давало право на звание « гвардейцы тыла» и временной отсрочки на фронт.   


    Таковых ярких событий , исторических явлений, национальной архитектуры  в Алма-Ате никогда не было... 26 октября  убраны строительные леса, залиты асфальтом подъезды , посажены садовниками туи,   нанесена бронза на чугунные решетки, заработали маскароны и водопады в скверах, зажглись на проспекте фонари с виноградной гирляндой ламп... Гостям театра показали интерьеры , широкие лестницы и колонны , величественные канделябры , двери в восточном стиле. 90 гримм-уборных снабжены горячей и водопроводной водой и всеми удобствами. В фойе на третьем этаже два выставочных зала, украшенных работами местных художников...Всюду буфеты, киоски «Главтабак» и «Союзпечать», все было радио- и электрофицировано . В зрительном зале на 1400 мягких кресел, украшенного из папье-маше люстрой и плафонами, поражает огромная  сцена в 700 кв м и высотой в 30 м. Сцена , между прочим, соединена специальным мостком с улицей Джамбула . Дабы,  во время  эффектных массовых представлений  проникать с улицы на сцену отряду конников или группе автолюбителей.

         Режиссер Наталия Сац, после отбытия  срока  в Гулаге, нашла приют с дочерью  Роксаной в бывшем кабинете администратора.Она вспоминала, что здание театра ее поразило своим великолепием: «его строители , видимо, хорошо знали итальянское зодчество, но, влюбившись в орнаменты Востока, дали зазвучать зданию в удивительно сложном аккорде» :

        «Откидные места кресел со стуком, напоминающим бой тамтамов, поднимаются и опускаются под пальцами людей, озабоченно снующих в поисках своих мест.
      - Кто вошел!? Неужели Эйзенштейн? Он, кажется, снимает здесь « Ивана Грозного», но никогда еще не видела его входящим в  московский театр.
      -Мамочка, - вскрикивает Роксана.- Паганель, сам Паганель из « Детей капитана Гранта». Он - Черкасов, да?
       Не успеваю повернуть голову, как тот же ликующий голос дочки заставляет обернуться влево.
        -Михаил Названов, тот, что позавчера был Олеко Дундич. До чего же он нам понравился, верно,мам ?
        Серафима Бирман, Вера Марецкая, Эдуард Тиссе, Мухтар Ауэзов – число великих в зале растет...Второй  звонок. Все сидячие места заняты. Любители знаменитостей в креслах партера шарят окулярами биноклей по зрительному залу. А люди большого искусства сидят молча, здороваются без улыбки, они предельно собраны – сейчас на их глазах будет священнодействовать сама Уланова...»

           Мое детство прошло по соседству  с театром , где концермейстером Шары Джиенкуловой была  моя бабушка Гольцева Мария Александровна .Также, с  барачным кварталом  Оперного двора на улице Шевченко, где жили артисты оперы и балета. Вспоминаются , балетмейстер театра М.Н. Шатловский и его жена, балерина М.К. Бастанжогло, квартира тенора Н.М. Семенова, где на постое жил чудоковатый художник С. И. Калмыков .В бабушкином доме жили и здравствовали эвакуированные деятели искусства , артисты московской оперетты А.А. Воробьева , Г.С. Гросс (Оскотский) ,Н.О. Рубан. А с ними собирался  на бабушкины «капустники» весь цвет интеллигенции. Помню пианистов А.В. Викентьеву, В.П. Каретникова, О.С. Крыловецкую .Она была концертмейстером Куляш Байсеитовой и , между прочим, супругой архитектора Н.А. Простакова  , вошедшего в истории архитектуры первым автором Театра оперы и балета. И так как наш очерк посвящен зодчеству уникального здания остановимся еще на одном загадочном анекдоте спущенного «сверху».

        Еще в 30-е годы наш город  , расположенный на далекой горной окраине Страны Советов , неожиданно стал ударной стройплощадкой, на которой  реализовывались  передовые  художественные идеи архитекторов. Столицу Советского Казахстана возводили   М. Гинзбург, Д. Фридман , Н. Круглов, А. Гегелло, другие известные зодчие, принявшие участие во Всесоюзном конкурсе проектов.  Печально, что их творчество , выраженное  по словам критиков в « эклектизме, формализме и конструктивизме», объявленное лжеискусством « не отвечающим запросам советской общественности», сохранилось в лучшем случае на  редких фотографиях  .

    В постановлении Совнаркома республики от 31 октября 1934 г. «О проекте ГАТОБ в  г. Алма-Ате и о выборе места места для строительства» отмечено принять проект архитектора Н.А. Круглова ,отвести под стр-во два квартала между ул. Госпитальной (Джамбула) и Калинина, ул. Фурманова и Алатау ( К. Байсеитовой ), перекрыть гл. фасадом здания ул. Красноармейскую (Панфилова) 

         Памятник И.В. Сталину на Театральной площади был установлен в день  70-летия  со дня его рождения ( арх. Б. Н. Стесин;  фигура 2, 5 м, постамент -2, 4 м) ).

         

     

     

     

     

     

     

     

        

     

     


          

        Во время строительства выяснилось,что  виновником событий стал главный архитектор Николай Круглов (1.) . Его «вредительство» оценивалось  в разбазаривании народных средств и в выборе стройплощадки. Когда  во время реконструкции Большой Алма-Аты была ошибочно определена  градообразующая ось вдоль улицы Красноармейской (ныне Панфилова). Когда боковые, а не главные фасады ,  оказались вынесены на "главнейшую артерию республики  проспект Сталина". Чем «оскорбили» критиков и практиков ,унизили великое  имя «вождя Страны Советов». Бдительные оперы НКВД  требовали наказать виновных. Н.А.  Круглову предъявили ордер на арест и отправили на север в Карельские лагеря . С тем  он стало быть сгинул и забыт во времени . Автором лучшего здания Алма-Аты объявили  архитектора Н.А. Простакова, которому достались и «броня» от фронта и прочие лавры героя строительства.

           Среди оформителей Театра оперы и балета вспомним дизайнера  Н. В. Цивчинского (2.) ним художника-архитектора  В.Н. Крошина и небезызвестного Н.А. Простакова, участвующих в 1935 - 41 гг. с коррективами, изменениями , придания ему национально – патриотического вида. Простаков вошел в авторский коллектив от организации художников в 1935 г. на оформительские работы (однако с 1936 г. называл себя соавтором ГАТОБ).  В годы стр-ва Театра оперы и балета  Цивчинский и Крошин  добились живописно-орнаментального единства деталей интерьера и здания.  Широко использовали  орнаменты, которые покрывали расписные  стены и потолки, декоративные решетки карнизы,  капители колонн. Выполнен скульптурный фриз на темы истории и культуры Казахстана. Фриз картуши со словами на рус. и казах. языках  В.И. Ленина «Искусство принадлежит народу » .

       Для поднятия былого престижа, в наши суверенные дни , была произведена странная реконструкция здания оперы и балета, в которой также больше политических, чем художественных аккордов. В итоге утрачены многие скульптурные фризы, отражающие эпоху создания театра. Тщательно соскоблили со стен художественные фрагменты в гипсе и бетоне, на которых был представлен героический эпос казахского народа, этапы социалистического строительства, изобилие каждой советской семьи, встречи Джамбула с деятелями культуры и многое другое. Современные «реставраторы»  убоялись даже высеченных в гипсе крылатых ленинских слов .Реставрация театра оказалась делом сугубо  политическим.
           Вот такими операми на сцене и в жизни вооружает нас   идеологический фронт республики. Ликуют поклонники театра, купаются в лучах славы артисты, одобряют действо партийное  руководство. На рубеже новых столетий стране идут другие постановки. И  время откликнулось театрализованными представлениями, но уже на политических подмостках. Там театр абсурда,  батька разыгрывает батьку, здесь фарс, борьба халифа со старостью, или водевиль , поиски по интерполу царского опричника. Однако, ни в одном национальном театре не видно   зрителя. У горожан появились новые увлечения, вкусы, пристрастия. Народ смотрит бандитский сериал, слушает единую и неделимую песнь попсы, пьет и курит за весь оставшийся мир, но на сцену не глядит! В театр, который разыгрывает пьесу его собственной жизни – не ходит! И не только « не любит театр», а вообще забыл, с какой вешалки он начинается.

     

    Примечания:   

    1. Круглов Николай Алексеевич (р. в 1883 г. , г.Кадников ,  Вологодской губ. – погиб в Гулаге в 1938 г.) , архитектор - инженер. В  годы сталинской эпохи репрессирован (в следственном деле указано  место работы отдел проектирования Моссовета , место жительства Б. Левшинский пер., 8-а, кв. 5) .

        Окончил Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Работал в стройсекторе Наркомпроса РСФСР и Всеросс. Академии художеств. Разработал новые по типологиии здания, театры , библиотеки и площади   для Питера , Ивано-Вознесенска, Харькова, Свердловска , Москвы и др. городов СССР. По его проекту в Алма-Ате возводилось здание Театра оперы и балета  (1936-41 гг.), с коррективами, изменениями , придания ему национального вида ( совм. с худ.-архитекторами Н.Цивчинским, Н.Простаковым, В. Крошиным и др.)

    2. Цивчинский Николай Владимирович (13 дек. 1905, СПб. -24 февр.1985 , Алма-Ата ), художник-архитектор  монументального и декоративно-прикладного искусства, заслуж. деятель искусств Казахстана (1947) .

    Окончил Украинский технологич. Ин-т керамики и стекла ( г.Межегорье, 1927 г.), работал на Будянском фаянсовом з-де (Харьковская обл.) , в художеств. мастерских  Ленинграда и Киева .С 1937 г. в Алма-Ате, художник коврово-гобеленной ф-ки «Ковровщица» . Участник Отечественной войны ( ушел на фронт в год открытия Театра оперы и балета)

           Автор первых казахстанских гобеленов. Наиболее значительные работы созданы в соавторстве с М.С. Кенбаевым  ( Усть-Каменогорск, Балхаш, Джамбул и др. городах) . В Алма-Ате – кафе «Шолпан» (1961 г.), ресторан «Алма-Ата»  ( 1963 г.,  мозаики «Кокпар» и «Кобланды»), гостиница «Алма-Ата» (1965 г., на фасаде «Енлик-Кебек») ,  кафе «Айнабулак» (1966 г., «Девушка с сувениром») , магазин «Казахстан» ( 1972 г., сграффито «Казахские народные ремесла») , Дом моделей (1969 г.,  «Казахская нац. одежда », витраж «Одевание невесты» ) , Дворец бракосочетаний (1971 г., оформление ).

    3. Крошин В.Н.  художник-архитектор . По его  проектам были возведены: здание Госплана (1954 г., совм. с арх. В.Д. Косовым ) , гостиница «Иссык» (1947 г.) :  работы в оформлении ГАТОБ. Скажем,  фриз картуши со словами на рус. и казах. языках  В.И. Ленина «Искусство принадлежит народу » .Также,  ТЮЗа , барельефы Пушника и Джамбула  в фасадных нишах ; над входом панно «Сталин с девочкой Гелей» 

    4. Список отлившихся в стр-ве ГАТОБ Казахской ССР-  рабочих , ИТР, руководящих работников, проявивших инициативу и показавших стахановские методы работы ( Указ Президиума Верховного Совета республики от 5 нояб. 1941 г. подписанного А. Казакпаевым , секр. - С. Нурмагамбетовым.)

    а) Наградить грамотой и ценными подарками:

    1. Булахову Анну Григорьевну-мотористку-растворо-наносчицу

    2. Екатериничева Павла Ионовича –бригадира маляров

    3. Жегрия Ивана Леонтьевича –прораба электромонтажа и сантехработ.

    4.Лысенко Ивана Тихоновича- мастера столярного цеха

    5. Левшина Ивана Григорьевича –бригадира плотников

    6. Лухтанова Дмитрия Дмитриевича –ст. инженера производства работ

    7. Мусопырева Апак- землекопа

    8. Простакова Николая Александровича – архитектора

    9 . Радищева Михаила Александровича  -управляющего трестом «Коммунжилстрой»

    10. Рычкова Владимира Сергеевича – мастера отделочных работ ( ныне в рядах РККА).

    11.Садыбекова Ибрагим –Галия – каменщика

    12. Сергеева Михаил Семеновича- каменотеса

    13. Шабалина Леонида Логиновича –бригадира слесарей

    б) Наградить ценными подарками:

    1. Ахметова Ахмеджана Фахретдиновича –электромонтера по механизации

    2. Алексеева Николая Владимировича- клепальщика

    3. Аленина Филиппа Семеновича- бригадира землекопов

    4. Бакшина Ивана Денисовича –бригадира электромонтеров

    5. Джуманова Багульбека –бригадира электромонтеров

    6. Жигулину Анастасию Яковлевну –маляра

    7. Козлова Василия Максимовича - десятника плотников

    8 Коробкова Петра Михайловича - плотника

    9. Касатову Татьяну Степановну- паркетчицу и плиточника

    10. Корниенко Петра Илларионовича –бригадира маляров

    11. Лысковцева Якова Вастльевича- слесаря-компрессорщика

    12. Насонова Алексея Григорьевича –бригадира маляров

    13.Пиварович Евгения Николаевича  –слесаря-такелажника

    14.Рябченко Андрея Власовича –мастера механического цеха

    15. Юсупова Абдурахима Юсуповича- начальника отдела кадров, секретаря комитета ЛКСМК 


    Лит.: Малиновская Е.Г.  Фигура умолчания .-В кн.: Перестройка и художественная культура (сб. статей) – Алма-Ата, 1990,  сс. 122-132 ; Мекишев Б. ,и  др. Казахский государственный академический театр оперы и балета им.Абая.=Алма-Ата, 1954 г.; Мендикулов М.  М. Архитектура города Алма-Аты.-  Алма-Ата, 1953 г. , сс.66-69 (с илл.) ; Проскурин В.Н. Искусство принадлежит народу.Также,  Театрализация  Верненского уезда .- В кн.:Алма-Атинские дворики.-Алматы, «Искандер», 2009 г.-сс. 112-115, 84-87

     

    Категория: Памятники культуры и религии Алматы | Добавил: semirek (27.01.2012)
    Просмотров: 2773 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]